Сирия вчера, сегодня, завтра…

Сирия – грусть, любовь и тоска, и она не может стать  воспоминанием

Так по-родному звучит название Сирия, будто придает ощущение Родины моей сущности: возможно, причина в том, что после Геноцида 1915 года арабский народ оказал  нашему народу гостеприимное, доброжелательное отношение, может, это чувство обусловлено тем, что с древнейших времен она была родиной наших одаренных предков и их поколений, а может, секрет этого родства – в мироформировании армянского народа… А возможно, в гармоничном сочетании всего этого…

Многие армяне спаслись от рук младотурецких палачей с помощью арабского народа. «Не будь гуманизма честного арабского народа, большая часть армян Сирии и Междуречья не существовала бы», – в своем письме пишет один из очевидцев Геноцида 1915 года А.Торосян. Губернатор Алеппо Джелал бей, получив от Талаата приказ уничтожить армян, послал в Стамбул телеграмму: «Я губернатор этой провинции, и не желаю  стать ее палачом», после чего губернатор был смещен. Уже знакомый нам из истории Наим бей в своих мемуарах подчеркивает, что новый губернатор Дейр Зора вилайета Алеппо делал все, чтобы хоть немного смягчить страдания ссыльных армян.

Вопреки приказам центральных властей, он не погнал армян еще дальше вглубь пустынь, а предоставил им место для того, чтобы разбили палатки и создал возможности заниматься ремеслами и торговлей. Армяне открыли швейные и обувные мастерские, магазины, построили несколько хлебопекарен. Среди депортированных армян было много архитекторов и строителей. С их помощью в Дейр Зоре была построена большая больница. В Стамбуле, узнав о хорошем отношении губернатора к армянам, моментально уволили его с должности. На его место был назначен палач Джевдет бей. Около 200 тысяч армян партиями были отправлены в Мосул, где погибли от пуль полицейских, голода и болезней. Узнав, что часть депортированных армян осталась в Алеппо, Талаат приказывает очистить город от них и погнать в глубь пустыни.

Ужасающее насилие младотурков в отношении армян взывало гнев и возмущение среди самых разных слоев арабского народа. Один из случайно оставшихся в живых армян приводит следующий характерный факт: «Турецкие жандармы усадили 70 армянских детей на паром и без штурвального пустили в Евфрат около водопада. Паром опрокинулся и все дети утонули». Очевидцы гибели этих беспомощных детей, арабы обратились к турецким властям Алеппо с требованием наказать палачей. Бывали случаи, когда арабы нападали на сопровождавших армян полицейских,  освобождали истощенных от голода женщин и детей, прятали в своих домах. Турецким властям не удалось полностью истребить депортированных армян… �? остались в живых армяне, пустили ростки, их стало больше, созидали, и мир удивился, что святые крохи, спасшиеся от истребленной нации,  сумели снова пустить корни из бездонного горя… �? продолжилась жизнь армян во всех концах света, и Сирия стала для многих второй родиной, и зазвучал Комитас,  и армянский малыш озвучил наш золотистый алфавит, на устах и в сердце армянина ожили наши язык и вера. Расцвела Сирия: трудолюбивые армяне бок о бок с арабами жили, созидали, создавали, и свершился величайший завет Создателя «Любите друг друга».

Прошедший через жерло турецкого варварства и гонений арабский народ сегодня вновь оказался в эпицентре боевых действий – на этот раз внутриполитической борьбы, однако с некими надеждами чужих сил и чужих интересов. Разрушенные города, кварталы, многочисленные жертвы, в том числе и многие армяне, и армянин вновь стал беженцем, скитальцем, ютясь в разных странах мира, в том числе и на Матери-Родине… Возможно, так открывается путь на Родину… Жестоко, потому что Сирия – малая родина, земля предков, Сирия – родной дом, Сирия – богатая армянская колония, где есть святыни, церкви, школы, культурные центры, родные могилы,  мастерские, магазины и много оставшихся там родных… Сирия грусть, любовь и тоска, и она не может стать  воспоминанием для того малыша, обучавшегося в Киликийской гимназии, который с грустными глазами на прекрасном западноармянском произнес: «Я скучаю по своим игрушкам и кроватке…» Настанет тот заветный день, когда сирийские армяне, при желании, возвратятся туда, где родились,  когда в Сирии не будут больше греметь выстрелы, проливаться кровь, не будут рушиться дома и мечты…Настанет тот заветный день, не сбудутся прогнозы «пророков», предрекающих, что Сирия падет и начнется Третья Мировая война. Сирия поднимется, встанет на ноги и, сирийцы, преследующие иные интересы и идеи, поймут, что они братья, прекратится братоубийственная, продиктованная чужими интересами война. Прекратится… Говоря словами поэта, пожелаем: «пусть на восточной стороне мира  будет мир…»

Карине АВАГЯН

 

Scroll Up