�?стория одной сирийской армянки

Шогик Чулджян уже 7 месяцев живет в Арцахе и работает в государственном управлении туризма и охраны исторической среды при правительстве НКР. До этого она жила в Алеппо, работала и творила. Кстати, она очень хорошо рисует, у нее проекты и ожидания от будущего. Повод для возвращения на родину этой армянки из Сирии не радостный – война, которая смешала все ее карты, возможно, даже изменила судьбу.

– У этой романтичной армянки с бескрайним воображением я попыталась выяснить, почему вместо Еревана она выбрала Степанакерт? Что потеряла, и что она нашла?

– За 3 года до этого я приехала в Арцах, как туристка, и теплое отношение людей, семейные традиции, простые человеческие отношения оставили большой след в моей душе, я полюбила страну. Когда же пробил час, и мы должны были покинуть Алеппо, я, будучи подавленной и уставшей от всех этих геополитических игр, решила приехать именно сюда, где в окружении людей я чувствую себя спокойнее и более принятой, нежели в современных и красивых домах и на центральных улицах.

Помню, как в первый раз, как туристка, я с нежеланием приехала в Арцах. Когда друзья решили поехать, я в начале отказалась от долгой дороги, не хотела… но, это была судьбоносная поездка, и в итоге я приняла приглашение друзей и приехала…

Когда настал момент, и я решила приехать в Арцах, многие говорили, что я пожалею, но я попыталась, поскольку для меня важнее всего является осуществление решения. Даже, если пожалею, то в этом случае не буду вынуждена всю жизнь винить себя за то, что не попыталась. Не знаю… но было что-то, что тянуло меня сюда.

– В какой мере оправдались твои ожидания?

В плане человеческого отношения, теплоты мои ожидания оправдались. Я встретила очень хороших людей, которые окружили меня теплотой и заботой, помогли в первые дни. У меня также были надежды на то, что я найду работу, что тоже свершилось. Есть такое выражение: жизнь вознаграждает  храбрых. Я попыталась быть храброй и, кажется, я на верном пути.

Единственное, что удручает меня – местный диалект, который, как препятствие, стоит передо мной, и я не могу полностью интегрироваться из-за непонимания языка.  Незнание диалекта не дает мне полностью понимать собеседника, его образ мышления, особенно учитывая то, что в разговоре часто используются русские слова, но я надеюсь, что и это смогу преодолеть.

– Есть ли вещи, которые были удивительны и неожиданны для тебя?

– Да, по моему представлению, житель Арцаха – борец, но сегодня у молодежи заметны более обреченные настроения, отсутствие смелых мыслей и проектов, не знаю, возможно, есть вещи, которые я не до конца понимаю или не хорошо знакома, но впечатление такое, что при встрече с трудностями сегодняшняя молодежь сдается, не готова бороться.

Скажем, для того, чтобы что-то поменять, нужно не ждать это от кого-то, а самому сделать шаг, почему бы и нет – бороться, ведь жизнь сама по себе является борьбой. А бороться – не значит бороться только с врагом, нужно бороться и с трудностями жизни.

�? потом, для меня удивительно и неприемлемо то, что у части людей главенствует идея – покинуть страну в любой удобный момент…  Скажем, для меня непонятно, почему родитель отправляет ребенка на занятия по русскому и английскому языку, изначально закладывая в голове ребенка программу возможной жизни в другой стране. На мой взгляд, нужно связывать будущее ребенка с будущем родины, и сделать все, чтобы это будущее было красивым.

– Совместимы ли будущее Шогик Чулджян и будущее Арцаха?

– Жизнь дала мне такой урок, что я больше не составляю долгосрочные программы и не ставлю цели, поскольку  за один день карты и планы так меняются, что… Я живу только настоящим и ближайшим будущим. Одно могу сказать, что еще год я проживу здесь. С другой стороны я должна сказать, что мой первый визит в Арцах оставил такое впечатление, что между мной и страной возникла связь, так что, даже, если бы я не жила в Арцахе, я бы всю жизнь чувствовала обязательство что-то делать для Арцаха.

– Посоветовала бы ты кому-нибудь из родных и друзей последовать твоему примеру и переехать в Арцах?

– Да, тем, кто точно будет иметь работу, кто имеет такую специальность, которая востребована в Арцахе, безусловно, я сказала и скажу им, чтобы приехали и попытались утвердиться здесь.

Армине Айрапетян 

Scroll Up