К 100-летию Геноцида армян: «�?стория одной жизни»

В момент нашей беседы моей собеседнице было 105 лет… Век плюс пять лет прожила она, Мари Варданян (Хбикян), прожила удивительно спокойно, постоянно удивляя родных, знакомых, родственников своей поразительно яркой памятью и воспоминаниями… Воспоминаниями, в которых яркими образами встают образы родителей госпожи Мари – Степана Хбикяна и Сатеник Мазманян из  западноармянской Малатии, деда Геворка  Эфенди Мазманяна, бывшего членом турецкого  правительства, лица дядек, тетек, многих соседей, павших жертвами Геноцида…

На белом, истонченном лице госпожи Мари было очень мало морщин, из под покрасневших век скатилось несколько слезинок, когда рассказывала о холодном источника родной горы  �?ндара, очаровательном винограде, трескавшихся арбузах и гранатах, о тропинках своего детства, лазурном небе Эргира, полях и ущельях, вкусных блюдах и сладостях…

«У нас было 50 тутовых деревьев, не успевали стряхивать, сами опадали, превращались в сухофрукты, какие угодно плоды были – турки все уничтожили, разграбили, пролили кровь, не осталось даже слез – все выплакали, некому было похоронить наших покойников», – с болью в сердце рассказывала бабушка Мари.

…Под видом проведения водопровода мужчин Малатии уводили копать траншеи – и расстреливали. Увели и отца Мари, а семьи, где не было мужчин, высылали в неизвестном направлении. Она с бабушкой направились в ссылку, затем оказалась в приюте, там и нашла ее чудом спасшаяся мать. В Адеппо Мари встретилась со своей половинкой – Карапетом Варданяном, вышла замуж. Родились Анаит, Лусине, Армен, Ангин…

Жизнь продолжалась, но никогда не иссякала великая тоска бабушки Мари: в глазах ее всегда оставался лучик надежды, ожидания, что однажды ступит на землю, где родилась… Увы, мечта так и осталась в ее душе.

Репатриировавшаяся из Алеппо на Родину семья ее поселилась в квартале Новая Малатия в Ереване. Росли дети, более-менее зарубцовывались раны, но она продолжала готовить блюда Эркира, вязала, шила, вышивала, даже когда возраст перевалил за 100 лет.

Сын Армен, невестка Аракс, дочери Анаит и Ангин (Лусине скончалась) – из числа тех счастливчиков, кто в лице бабушки Мари  наслаждались присутствием их матери, у нее учились жить, подобно солнцу, с каждым восходом солнца воздавая хвалу Владыке.

Помню, во время нашей беседы слова «заптие, осман, еничери» волновали душу старой армянки: ей не хотелось смотреть назад, вспоминать, переживать заново… В одной из квартир многоэтажек Юго-Западного массива Еревана угасла частица армянской истории – Мари Варданян.

Карине АВАГЯН

 

Scroll Up