Мечта молодого константинопольского армянина – видеть сплоченными Армению и Диаспору

Собеседник «Армяне сегодня» – константинопольский армянин, инженер, член правления Германского филиала Общеармянского фонда «Айастан» Айгун Касахян, ныне проживающий в Германии.

Детский сад и начальную школу Айгун посещал в константинопольской гимназии «Мераметчян», среднее образование получил в константинопольской гимназии венских мхитаристов, затем продолжил учебу во французской гимназии «Нотр Дам де Сион» Константинополя, университете «Эшерк», после чего учился в парижском «Пьер и Мари Кюри» и фрайбургском «Альберт-Людвигс» университетах.  

Отец очень сердился, когда говорили на турецком

– Родился в Константинополе, сын армянской семьи, живущей в армянской среде.

До 24 лет жил в Константинополе, потом уехал во Францию и Германию для получения высшего образования, где и обосновался последние 8 лет.  В Германии жил в четырех разных городах, сейчас живу в Штутгарте, работаю в инженерной компании, изготовляющей системы электронного торможения для поездов и грузовых машин.

Специальность инженера выбрал, следуя брату: он также пошел этим путем. С детства интересовался инженерией, любил и естественные науки.

Константинопольская армянская община, частицей которой был и я, всегда живет активной жизнью. Участвуя в организуемых общиной мероприятиях  по сохранению армянства, не утерял национальной идентичности.

В нашей семье всегда с трепетом относились к чистоте родного языка, дома говорили только на армянском. Когда, играя с двоюродной сестрой, иногда говорили на турецком, отец страшно злился, заставляя говорить исключительно на армянском. Так же поступала и наша учительница – тогда мы уже бросали монетки в классную копилку.

Эти «профилактические» меры создали плодородную почву для основательного изучения армянского языка.

Мне было пять лет, когда отец решил отправить меня в хор «Саят-Нова» при церкви Сурб Ериц Манканц, однако меня не приняли – не умел читать и писать по-армянски. В состав хора поступил только после поступления в школу.

Выучить армянский язык мне очень помогли годы, когда пел в церковных хорах «Саят-Нова» и «Сурб Вардананц» (даже носил форму). Чтение текстов песен, шараканов и Евангелие помогло усовершенствовать владение армянским языком. За все это я признателен отцу.

Армения стала прогрессивным, развитым государством

– Уже год я являюсь членом правления Германского филиала Общеармянского фонда «Айастан». До того работал в фонде волонтером, помогая в организационных вопросах.

В Армении впервые побывал в 2000 году по поводу паломничества, организованного хором «Саят-Нова».

Наш приезд совпал со Святой Пасхой – праздником чудотворного воскрешения �?исуса Христа. В церкви Святой Богородицы села Бжни Котайкской области спели Пасхальную Литургию, передали на нужды сельской школы собранную сумму.

Мы были очень впечатлены достопримечательными, историко-культурными местами, где побывали, наша радость по поводу приезда в Армению была неописуема, одним словом, наладили постоянную связь с Арменией. Нас принял также Его Святейшество Католикос Всех армян Гарегин II.

В 2001 году вновь приехали в Армению – участвовали во II Летних Панармянских играх, во время которых в городе Арташат я преодолел дистанцию 5 тысяч метров. Дни, проведенные тогда в Армении, тоже были памятными, познакомился с участниками, приехавшими из разных общин Диаспоры.

Девять раз бывал на Родине, однако до того получал сведения об Армении от брата: в 1996-2003гг он учился в ЕГУ.

Армения стала прогрессивным, развитым государством, особенно большие перемены замечаю в столице Ереване – начиная с поведения людей, облика города, чистоты, мест досуга, освещенности улиц и т. д.

Не хочу, чтобы дети росли в чужой среде

– Честно говоря, подумываю о репатриации. Не хочу, чтобы дети мои росли и воспитывались в чужой среде.

Особенно серьезно задумался над этим во время последнего приезда. Зашел в одну инженерную компанию, поинтересовался условиями работы и т. д., чтобы понять, легко ли будет в Армении работать по моей специальности и жить. Директор компании направил  в несколько других компаний. Я должен тщательно изучить все предложения, обсудить с семьей, чтобы затем уточнить свои действия.

Если когда-либо вернусь – то непременно с будущей женой – она будущая медсестра, для нее также нужно найти работу.

Участвуя в программе «Ари тун», Анна придала еще большую важность своим корням

– В Министерстве Диаспоры побывал один раз – на этот раз приехал по приглашению министра Грануш Акопян для участия в совещании. Понял, что Министерство Диаспоры прилагает все усилия для укрепления связей Армения-Диаспора.

Во время совещания познакомился с реализуемыми Министерством программами: до того знал о программах «Летняя школа «Спюрк» и «Ари тун». Кстати, невеста моя, Анна Оганоглу, несколько лет назад участвовала в программе «Ари тун».

Родившись в Германии, Анна посещала немецкую школу, была вдали от армянской среды. В школьные годы имела определенные проблемы с одноклассниками-турками. Чтобы избежать возможных конфликтов, решила принять немецкие корни (отец ее из Константинополя, мать – немка).

Отец Анны, узнав о программе «Ари тун», решил обеих своих дочерей отправить в Армению с целью признания своих корней, познания Армении и изучения родного языка.

Девочки получили от программы прекрасные впечатления, до сих пор вспоминают и рассказывают интересные эпизоды тех дней.

Участие в программе «Ари тун» способствовало тому, чтобы Анна придала еще большую важность своим корням и теснее привязалась к Армении. Сейчас она полушутя, полусерьезно говорит: пусть на одного немца будет меньше.

Стремление быть полезной Родине в ее душе настолько велико, что работала по волонтерской программе в детской университетской больнице «Мурацан», ухаживала за детьми, страдающими раком. Поначалу работала клоуном, развлекая детей и родителей, потом с разрешения дирекции больницы участвовала в операциях, следя за их ходом, чтобы приобрести опыт.

Геворг Ч�?ЧЯН

Scroll Up