Учим армянский за месяц
![](https://old.hayernaysor.am/wp-content/uploads/2015/07/ուսուցչուհի.jpg)
Программа «Летняя школа «Спюрк-2015» отныне реальность. Она стартовала ускоренными курсами армянского языка, в которых участвуют более 126 армян Диаспоры. Преподаватель восточноармянского языка курсов Арус Ованнисян, которая преподает также в главном вузе страны, с сожалением отмечает, что детей в ее группе владение армянским языком достаточно низко. Причин много. «В моей группе участники в основном из Украины и России. Правда, за три дня уже усвоили буквы, но дел предстоит еще много: родной язык неисчерпаем, он подобен океану – чем глубже, тем сложнее. Я начала с самого простого, обучения самым простым бытовым словам – вода, хлеб, дом, цветок, гора и др.», – отметила госпожа Ованнисян . А на вопрос, в чем причина такой ситуации, Арус Ованнисян отвечает: «Мы с Министерством Диаспоры РА активно работаем со всеми армянскими общинами. В Диаспоре есть замечательные педагоги и воскресные армянские школы, которые делают все для сохранения армянства, чистоты языка, однако дети почти не посещают, не проявляют последовательности, и все это проистекает, конечно из семьи, окружения, которые многое меняют в мировосприятии подростка: он еще не осознает, что такое национальная идентичность, ее важность, и естественно отдаляется от корней, а самое главное – от родного языка».
Преподаватель одной из других групп ускоренного обучения восточноармянскому языку, Софик Багумян, которая еще с 1968 года работает с подростками из армянской Диаспоры, знакомит их с неисчерпаемой сокровищницей родного языка, сказала: «У меня тоже дети в основном из Российской Федерации, несколько – из Грузии, однако словарный запас родного языка также достаточно ограничен – по сравнению с детьми, приехавшими из армянских общин стран Ближнего Востока. Даже в элементарном общении имеются проблемы».
Госпожа Багумян подробно представила причины и следствия проблемы: «Армянская община России сформировалась в последние 15-20 лет, и у людей есть проблема интеграции, что прежде всего приводит к забвению языка. Родители думают: если ребенок будет меньше говорить на армянском, будет больше общаться со сверстниками на иностранном языке – быстрее освоится, не будет чувствовать себя чужаком. Будто формируется какая-то внутренняя, неосознанная враждебность по отношению к родному языку».
Вторая проблема, по мнению специалиста, заключается в том, что многие из родителей, недавно переехавшие в новую среду, не знают языка данной страны, пытаются научиться у своих детей, посещающих иностранные школы, отдельным словам, начинают общаться на этом языке, предавая забвению родной. Но госпожа Багумян с радостью отмечает, что дети проявляют достаточный интерес, хотят выучить, просто надо постараться сделать это более массовым, распространить и среди тех детей, которые в этой программе не участвуют.
На вопрос, в какой же мере помогают им эти программы, госпожа Багумян отмечает: «Однозначно помогают. Во-первых, получают базовые знания, владеют способностями общения на родном языке на элементарном, бытовом уровне. Таким образом, родной язык уже не кажется чуждым. Другого выхода нет – язык мы должны сохранить Не случайно говорил Абовян, что основа нации – язык и вера. В наши дни на первый план выступает именно язык».
Правда, месяц – срок небольшой, но интерес и готовность настолько велики, что кажется – ничего непреодолимого не существует: армянский учим всего за месяц.