Встречное предложение и приглашение встать лицом к лицу
В речи Президента Республики Армения на четвертом заседании Государственной комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян, наиболее интересным был следующий фрагмент:
«Официальная Анкара продолжает говорить о создании комиссии историков и открытии архивов. Прежде всего известно, что архивы Армении всегда были открыты для всех тех исследователей, которых интересовала научная часть вопроса. Открытыми были и материалы, хранящиеся в научных учреждениях и музеях. Но весь вопрос в том, что для того, чтобы встать лицом к лицу с правдой о Геноциде армян, архивной работы вообще не требуется. Достаточно войти в любой армянский дом, любую семью, и свидетельства наполнят сердце любого слушателя. Достаточно побывать 24 апреля в Цицернакаберде и увидеть, каков смысл этого дня для каждого армянина в Армении и Диаспоре. Достаточно пойти в любую общину Диаспоры и спросить: как оказались здесь ваши предки? Если власти Турции интересует истина, значит, они должны приехать в Армению и 24 апреля быть рядом с армянским народом. Не думаю, что после этого они смогут озвучить мысль о посещении архивов. Пользуясь этим случаем, официально приглашаю Президента Турции, который будет избран во время предстоящих выборов, 24 апреля 2015 года посетить Армению и встать лицом к лицу с красноречивыми свидетельствами истории Геноцида армян».
Самым интересным здесь, естественно, является приглашение, адресованное Президентом Сержем Саргсяном президенту Турции. Но прежде сосредоточимся на отклонении Президентом Саргсяном предложения турецкой стороны о создании совместной комиссии историков и встречном предложении. Это напоминает встречное предложение на известное письмо Эрдогана ныне уже экс-президента, хотя содержание различно в том плане, что Президент Кочарян предлагал взамен историков создать межправительственную комиссию, Президент же Саргсян говорит, что нужды в архивных исследованиях нет, тем не менее турки могут приехать и изучить наши архивы. Конечно, не в виде совместной комиссии.
Здесь, конечно, нужно вспомнить две важных реалии: во-первых, то, что Московское заявление футбольной дипломатии дало условное согласие на совместную комиссию историков. Условие заключалось в том, что армянская сторона согласится на ее создание только в случае открытия Анкарой границы. Это было дипломатической формой отказа. А во-вторых, что более документально, относится к Протоколам Ереван-Анкара, где есть согласие сторон подвергнуть многовековые споры двух народов совместному историко-научному обсуждению.
Заявленное ныне Президентом равносильно отрицанию этого: и это важно, поскольку говорится в среде, где собралось представительство всего армянства, возможно, беспрецедентной по представительности и охвату.
Это – относительно публичного официального отклонения турецкого предложения о создании совместной комиссии историков. Это встречное предложение послужило основанием для приглашения. То есть взамен позиции отрицания турецкого предложения заявляя об открытости архивов и приглашая турецких исследователей приехать и исследовать их, Президент парировал турецкое предложение. Более того, чтобы отпала надобность изучения архивов, пригласил нынешнего президента Турции посетить 24 апреля Ереван и встретиться лицом к лицу с историей.
Кажется, следование политической логике обладает определенной последовательностью. Взамен совместной комиссии – встречное предложение, затем, против «соболезнования» Эрдогана – приглашение приехать в Ереван. Встречное предложение и приглашение, по своим обоснованиям – мудрые шаги, направленные на то, чтобы изменить правила игры Анкары.
Во-первых, то, что в обеих случаях первый ход делает турецкая сторона и создает впечатление, что мы на позициях контрдействия. Однако в глубине встречные предложения армянской стороны, или, на взгляд мирового сообщества, встречные предложения обеспечивают преимущества для армянской стороны. Если…
Заявление Президента Саргсяна не только для внутреннего употребления и не адресовано только Анкаре, подобно заявлениям Эрдогана или Давутоглу. Мировое сообщество и мировое общественное мнение должны воспринять важные шаги, предпринимаемые официальным Ереваном. Для этого освещение и комментарии заявлений и приглашения очень важны. Армянская сторона имеет все причины для активной инициативности в информационной сфере. Наши архивы открыты и президент Турции приглашен в Ереван на 100-летнюю годовщину Геноцида армян. Приедут ли исследовать архивы, или пришлют своего президента в апреле 2015-го – это их дело. Но также их дело – объяснить мировому сообществу, почему не приезжают.
Наше же дело – до того держать мировое сообщество информированным об инициативах армянской стороны, или – кто и почему отвергает конструктивные предложения.
Шаан ГАНТААРЯН
Главный редактор газеты «Аздак»