«Зов пахарей» к 100-летию Геноцида армян

Роман Хачика Даштенца «Зов пахарей»  стал одним из тех мощных явлений нашей литературы XX века, который представил национально-освободительную борьбу, коснулся движения фидаи, сохранив для истории дорогие и священные имена. Этому исключительному произведению поэт, прозаик, драматург и несравненный переводчик шекспировских произведений Хачик Даштенц посвятил всю свою жизнь. Написав и издав роман «Ходедан», он затем полностью отдался этому произведению, сделав в нем жизнеспособными некоторые положения и мировоззренческие восприятия нашего эпоса.

Создавая этот роман, Даштенц сохранил верность истории, дорогим именам, своему беспредельному вдохновению, которое в этом произведении трансформируется в своеобразную стихию. В советской действительности движение гайдуков было предано забвению, был даже наложен запрет на некоторые имена, поскольку с 1920-х годов наладив  дружественные отношения с Турцией, власти СССР делали все, чтобы национально-освободительная борьба армянского народа в Западной Армении не нашла своего исторического и художественного отражения. �? причина была не только в определенном запрете советских властей. Гайдуки не имели единой программы, они действовали в духе партизанской стихии, тем самым превращаясь в обреченное на поражение движение, поскольку им не удалось отпраздновать победу национально-освободительной борьбы.

Было и еще одно обстоятельство, обладавшее политическим подтекстом. Посему Хачик Даштенц писал даже несколько тайком, стараясь не говорить вслух о своем произведении, которое вышло в свет многие годы спустя после его кончины, когда сложилась возможность полноценно, в полный голос говорить о турецких насилиях. Гайдуки были армянскими крестьянами, которые, не имея военных знаний и подготовки, подвергали свою жизнь испытаниям, выступали против турецкого насилия, став легендой, именами, всегда живущими в памяти поколений.

Они были народными мстителями, предпочитавшими всегда быть на лоне природы, превратив камень в подушку, а небо – в одеяло…

Видный литературовед Сурен Агабабян писал об этом произведении: «Пахари» – отражение определенных историографических-художественных взглядов. Беззаветные борцы за освобождение армянства, гайдуки, по живущим в памяти народа данным,  были самыми обычными, беззлобными, миролюбивыми, преданными своему полю,    земле и воде пахарями, которые, однако, в силу жестоких обстоятельств вынуждены прибегнуть к оружию чтобы защитить свои человеческие права и достоинство.  Взяв на вооружение эту концепцию, основанную на народной вере и заложив мировосприятие ранчпарства в основу своего произведения, Даштенц раскрывает демократическое направление освободительного движения, тем самым раскрывая героическую сущность движения, величие и красоту душевных устремлений известных исторических героев».

В отношении самобытного по своей структуре и  построению событий произведения, носящего на себе печать традиционности  звучали и другие оценки. Тем не менее оно стало одним из значительных ценностей нашей литературы. Не случайно, что этот роман заинтересовал многих, были намерения создать фильм, а в 1991-м, в годы нашего национального пробуждения Хорен Абрамян поставил это произведение на сцене театра им. Сундукяна.

�? вновь Национальный академический театр им. Г.Сундукяна начал работу над этим произведением, посвятив его 100-летию Геноцида. По заказу театра пьесу пишет известный прозаик и киносценарист Рубен Овсепян, который в беседе с нами отметил, что работа над инсценировкой этого произведения чрезвычайно сложна, поскольку отсутствует единый ряд событий, однако ему уже удалось найти тот своеобразный стержень, на котором и будет построено все драматическое произведение.

Таким образом, одно из самых значительных произведений нашей литературы сундукяновцы посвятят 100-летию Геноцида армян, тем самым еще раз обязав нас парить в духовных пространствах, сформированных Андраником, Ахбюр Серобом, Махлуто, Геворгом Чаушем, Сосе.

Левон МУТАФЯН

Scroll Up