Если даже услышишь, что меня на свете нет…
![](https://old.hayernaysor.am/wp-content/uploads/2013/04/H3eTnq8je6QRNnmJ1iUgU86Jbv.jpg)
Чтец-декламатор Сусанна Габриелян пришла в наш мир искусства в конце 1960-х и сразу привлекла к себе всеобщее внимание: с большими темнозелеными глазами, в считавшемся непривычным для сцены черном облегающем платье, с короткими волосами, с чуть непривычными нотками в декламации, в которых отдаленно чувствовалась присущая русской декламации мольба.
Сусанна Габриелян первой озвучила с армянской сцены стихи Марины Цветаевой, открыв тем самым дорогу к «серебряному веку» русской поэзии. Потом в ее программах нашли место стихи Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, Александра Блока. Рядом с ними – армянские поэты Ваан Терян и Егише Чаренц, Паруйр Севак и Сильва Капутикян… Армянская школа декламации была богата именами: Сурен Кочарян, Айкуи Гарагаш, Сирвард Месропян, Тамар Демурян, Грачуи Джинанян, Метакся Симонян, Владимир Абаджян… Но Сусанна Габриелян подтвердила свое место и время, отличилась и выделилась из всех, сформировала свою школу, создала свой стиль преподнесения материала.
«Мама моя родом из Гюмри, из знатного рода Габриелянов. Родители ее были людьми, ценившими литературу, искусство и науку, поэтому сделали все, чтобы сын их, Левон, стал юристом, а мама моя получила образование филолога и актрисы. Гюмри был маминым кумиром. Потом этот кумир стал и моим, впитался в мою кровь. Гюмри для меня обладает своеобразным запахом. Когда была маленькой, прижималась к перилам балкона, и вдыхала запах согретых камней. Когда мама читала – я ощущала запах этих камней, исходящее от них тепло… Даже в рассказываемых мамой анекдотах, языком которых всегда было родное гюмрийское наречие, я чувствовала запах города и его камней… Мама часто возила меня в Гюмри, знакомила с городом, его людьми, которые любили мою мать поразительной любовью, охотно приходили на ее концерты и заворожено смотрели на сцену, где появлялась обыкновенная женщина, скоро превращавшаяся в сказочное существо, представляя гюмрийцам обаяние поэзии», – рассказывает дочь Сусанны Габриелян, постановщик Мариам Габриелян. Ее голос очень похож на голос матери, потому близкая подруга матери, заслуженная артистка РА Эвелина Шаирян всегда просит не говорить с ней по телефону, потому что известной актрисе кажется, что она говорит с Сусанной…
Декламация Сусанны Габриелян реально отличалось, выделялось, подчеркивалось. Для нее было не столь важно акцентировать чувства, сколько смысл, идею, гармонию потока мыслей и чувств. Чувство она не исключала, но во главу угла ставила идейно-смысловой акцент, чтобы любое произведение стало понятным, позиция автора воспринималась слушателем. Казалось, Сусанна Габриелян не читала, не декламировала, а беседовала сама с собой, со слушателем, вела диалог с автором – тем самым максимально приближаясь к сущности и содержанию произведения…
Памяти безвременно ушедшей из жизни чтицы был посвящен вечер в концертном зале им. Арно Бабаджаняна, организованный Министерством культуры при непосредственном участии министра Асмик Погосян. Запоздал и был немножко забыт день рождения актрисы, упомянутый на вечере. Своими воспоминаниями о Сусанне Габриелян поделились Народный артист РА, лауреат Государственной премии РА Азат Гаспарян, Заслуженный деятель искусства РА, профессор Николай Цатурян, заслуженный деятель искусств РА, профессор Лала Мнацаканян, актеры Асмик Тер-Карапетян, Рудольф Гевондян, журналист Гарик Казарян. �? из этих воспоминаний вставал образ Сусанны Габриелян, создавшей целую школу в нашем искусстве и открывшей новые, нетореные пути.
Левон МУТАФЯН