Ценный вклад в диаспороведение
![](https://old.hayernaysor.am/wp-content/uploads/2017/09/902957.jpg)
Армянское диаспороведение пополнилось давно ожидаемым трудом: вышла в свет объемистая книга Грануш Акопян «Армянская Диаспора в переменчивом мире» (Е. Авт. �?зд. 2017, 652 стр.), с выдвинутыми проблемами и серьезностью, актуальностью их решений.
Первое впечатление при прочтении книги – это представление о Диаспоре, как цельном, дышащем полной грудью организме, рассеянной по всему миру нации, которая своим историческим прошлым и прожитой жизнью, культурой и нравами, с невероятными усилиями сохранить свой тип и верой, сомнениями и радостями, представление об обществе, с древнейших времен не помещавшемся в границах своей Родины. Все это общее, что можно сказать об армянской Диаспоре, которую нужно знать, углубиться в ее проблемы, познакомиться с ней вблизи, и в вытекающих из этого выводах оставаться в непоколебимых рамках истины. Можно предположить, что автор безоговорочно осведомлена о предмете своего исследования, своей поразительной способностью вскрыть Диаспору и ее проблемы действительно сохранила верность этой истине. В труде выдвигается колоссальное число проблем, разнообразных и разноплановых, которые характеризуют общую и в определенной мере конкретную жизнь и картину Диаспору в этом действительно переменчивом мире.
После сдержанного и в то же время емкого предисловия о целях и задачах, поставленных перед собой в работке над трудом, автор отталкивается от вышеупомянутых познавательных истоков, посвятив первую главу истории Диаспоры и современной характеристике. Здесь и, забегая вперед, в последующем изложении Диаспора раскрывается и представляется не как некое самодостаточное явление, замкнутое в границах какой-либо страны или стран и континентов, а в масштабных связях и отношениях с Родиной, ее подвергнутом Геноциду прошлом, затем независимой государственности, с Арцахом и его проблемами. С самого начала знакомимся со своеобразным стилем автора: наряду с теоретическими формулировками – обсуждение актуальных и реальных проблем Диаспоры, от исторических причин возникновения и существования Диаспоры – до оценки положений международного диаспороведения в рамках армянского диаспороведения, вскрытие своеобразных критериев последнего. Последние дополняются основательными наблюдениями автора: Диаспора – родная страна, Диаспора – национальное государство, с охватом транснациональных признаков Диаспоры. В этих важнейших вопросах выявляется весьма важная закономерность – сбалансированные непрестанные процессы ассимиляции диаспор вообще и, с другой стороны – их самосознания и самоорганизации.
Первостепенное значение в труде придается углублению связей и отношений Родина-Диаспора: они опираются на реалии и трансформации Диаспоры, четкое определение особенностей армянских общин. В этом смысле стержневое место занимает характеристика разнообразных правовых статусов общин, обусловленных законодательством страны проживания, таких, как национально-религиозная община, национальное меньшинство, общественная организация и другие. На общем фоне этих различий в книге выявляется разнообразная характеристика структур Диаспоры (833 общины, 30 тысяч организаций), их типы и особенности деятельности, которые касаются уже стратегической роли общеармянских структур – в сфере сохранения национальной идентичности и углубления связей с Родиной. Таким образом на страницах труда и вообще в динамике по-достоинству оценивается масштабная деятельность Армянской Апостольской церкви, школ, арменоведческих центров, национальных партий, культурных, информационных и профессиональных структур в рамках задач сохранения нации. Единство авторского стиля в труде порой нарушается обоснованными научными возражениями и рассуждениями – вплоть до продуманных практических предложений. На основе обсуждения проблем Диаспоры Г.Акопян уточняет некоторые тезисы, содержащие опасность укоренения – не армянские Диаспоры, а названия по местным структурам общин, как, например, армянская община России, армянская община США и т. д. Либо надо избавиться от пока еще практикуемого понятия «колония» по тому справедливому возражению, что «в основной части общин Диаспоры рождается уже четвертое-пятое поколение, и называть их беженцами не совсем верно» (стр.65).
Автор постоянно держит в центре своей озабоченности проблемы Диаспоры, на решение которых и направлена одна из величественных целей данного труда. По ее убеждению, подобные решения обусловлены и внешними, и внутренними обстоятельствами, среди которых обобщенное значение имеют экономическое усиление Армении, приоритеты признания, осуждения и устранения последствий Геноцида армян. Наряду с этими общенациональными проблемами автор рассматривает проблемы сугубо Диаспоры – такие, как налаживание отношений между «классической» Диаспорой и мигрантами из Армении, вовлечение последних в общинную жизнь, сохранение армянственности в смешанных браках, идентичности детей и трудности, стоящие перед школой, децентрализованное состояние Диаспоры и др. Все это действительно вызовы, от успешного преодоления которых зависят гарантии существования Диаспоры. Автор убеждает, что, тем не менее, есть материализация этих гарантий, в основе которых заложены общенациональное стремление к сплочению и армяноцентристская деятельность в Диаспоре и на Родине. В связи с указанным качествами определенности и обобщенности обладают те фрагменты труда, которые касаются отдельных общин Диаспоры по континентам и странам. В труде на основе богатого фактического материала и его осмысления воспроизводится реальная картина деятельности структур и организаций, функционирующих в статусе общин, вклад армян в интеллектуальную и культурную жизнь принимающих стран и др. Эти и другие смежные вопросы автор раскрывает последующими развитиями, постоянно ссылаясь на факты, в том числе малоизвестные, и реалии, на которые опирается теория о деятельности общеармянских профессиональных структур, центров и прессы. С целью более убедительного раскрытия общественной и национальной жизни армян Диаспоры автор проводит также параллели со структурами диаспор других народов, что видим в случае сопоставления с еврейской, греческой, ирландской информационными и лоббистскими структурами, учитывая вытекающие из сопоставлений познавательные качества на пути решения национальных проблем.
Глубинное изучение вызовов, стоящих перед Диаспорой, побуждает автора не только сформулировать их особенности, но и высказывать практические предложения относительно путей и методов их преодоления, благодаря чему труд приобретает веховое, программное содержание. Так, в сфере организации общин особенно ценны положения Г.Акопян, направленные на структурное развитие Диаспоры, сплочение и выработку тактики. Таковы важность форумов Армения-Диаспора, разработка определенных систем сращивания старых и новых Диаспор, сплочение информационных и научных центров Армении и Диаспоры с целью осмысления и пропаганды историко-культурных ценностей общин, разработка направляющей значимости Армении, создание в крупных общинах координационных органов и др. Этот перечень идей автора, столь важных для обеспечения жизнедеятельности Диаспоры, можно продолжить, но ограничимся сказанным и подчеркнем, сколь больше значение придает автор Родине как самому мощному фактору этого жизнеобеспечения.
Широким фоном в труде представлены музеи и библиотеки Диаспоры, беспрецедентно масштабно оценены десятки подобных очагов культуры с их историческими и религиозными коллекциями, во многих случаях исключительными и неповторимыми – от рукописей до купюр, от миниатюр до древних и современных жемчужин изобразительного искусства и др. В этом смысле опять таки практическое значение имеют предложения автора исследовать и представить мировому сообществу хранящиеся в армянских и иностранных музеях духовные сокровища. В этой связи автор затрагивает общенациональную важность деятельности арменоведческих центров, держа в центре внимания также укрепление духовных связей между армянами и представителями иных наций. В пространных обращениях к прессе армянской Диаспоры Г.Акопян удалось показать направления совместных действий, приоритетное значение проармянского информирования с применением современных высоких технологий.
Во второй главе труда рассматривается проблема вызовов, стоящих перед Арменией и Диаспорой, где представления и заботы автора приобретают цельный вид – в какой мере эти вызовы тесно взаимосвязаны и обусловлены друг другом. Автор формулирует приоритеты их решения в связи с развитием системы государственного управления Армении, преодолением препятствий политического и экономического характера, применением эффективных средств против миграции, активизацией гражданского общества, использованием потенциала Диаспоры и др. Среди инструментов общеармянского противостояния автор отмечает также важность разоблачения воинствующей турко-азербайджанской политики – в противовес этой политике, направленной на провал переговорного процесса и дестабилизацию в регионе. Автор привлекает внимание к новым явлениям, влияющим на армянские реалии – в том плане, что новые вызовы требуют новых подходов и что ставший многополярным мир порождает новые морщины на беспокойной поверхности жизни армянской Диаспоры, содержа в глубине более серьезные угрозы. Таковые, как показывает автор, проявляются в виде внутренних подвижек в Диаспоре, расколу и др, к которым присоединяется и другая неизбежная трудность – несоответствие экономических и политических интересов принимающих стран и Армении, и вопрос верной позиции Армении и Диаспоры в этих условиях. Подходы автора становятся более определенными, когда она останавливается на особенностях общин отдельных стран. В этом аспекте всесторонне рассмотрены реалии армянской общины в Турции, турецкое отрицание в вопросе признания Геноцида армян, непримиримая борьба против которого в книге сформулирована как фактор, объединяющий армян. Здесь отмечаются приоритетные сферы противостояния – образовательная (сокращение числа армянских школ в Стамбуле), тревожное состояние языка и смешанные браки, продолжительное безвластное пребывание Константинопольского армянского патриаршества, проблема насильственно исламизированных армян. В труде выявляются не только преобразованные в новое обличье исторические или традиционные вызовы, но и вызовы правового характера, особенно в сфере юридического урегулирования армянского историко-культурного наследия. В проблемах наследия армянского имущества Г.Акопян указывает особенности юридического регулирования завещаний в соответствии с законодательством данной страны и международного права, делая из этого приобретший актуальное звучание вывод: в отличие от предпринимаемых когда-либо попыток возвратить национальные завещания, сегодня они должны быть продолжены в условиях Армянской государственности, когда государство берет на себя роль правопреемника как единственный представитель нации-наследника. Эту проблему автор рассматривает сдержанно и убедительно, в рамках возможностей международного права, справедливые последствия которого ожидаются в материальной духовной сферах как восстановление исторической памяти и фактор, диктующий поведение.
Заключительная часть второй главы труда, как продолжение вопросов, вытекающих из изложенного выше, посвящена вопросам армянской идентичности. Столпами, поддерживающими эту идентичность, автор считает затронутые в своей концепции подходы и объединяющие их исходные точки – национальный язык и школа, армянская семья и нравы, культура, церковь и историческая память. Вопросы укрепления национальной идентичности в Диаспоре побуждают автора к обобщенным заключениям, оценивающим реальные угрозы – от ограничения применения в общинах армянского языка до изъятия его из оборота как средства общения, количественное и качественное сокращение национальных школ по сравнению с иностранными школами, уже не драматичная, а катастрофическая картина сокращения численности сугубо армянских семей и др. В последнем случае приводятся убедительные данные: в Латинской Америке соотношение смешанных браков достигло 70-80 процентов, в Северной Америке – 60 (стр. 363), ужасное явление ассимиляции, наносящее в христианских странах больше разрушений и корни которого давали о себе знать в армянских колониях еще в средневековье. Этому и другим явлениям Г.Акопян противопоставляет противодействие национальной культуры и духовных структур, особенно возможности совместной деятельности армянских Апостольской, Католической и Евангелистской церквей.
Усиление Диаспоры – это усиление Армении, и эту точку зрения автор подкрепляет в разделе «Вклады Диаспоры». Свою жизнеспособность Диаспора проявляет во всех отношениях с Родиной, в том числе и в сфере ее экономического становления. Нынешнее состояние и перспективы экономических связей Армения-Диаспора в книге обсуждаются с соответствующим материалу серьезным анализом, характеризуя виды инвестиций и сферы их оборота, значение юридических, психологических и нравственных характеристик.
Сочетанием политологического анализа и взвешенной программы следует считать заключительную главу труда, касающуюся государственной политики в сфере взаимодействия Армения-Диаспора. Здесь на исторической основе обобщаются вопросы развития связей Родина-Диаспора вплоть до их нового качественного и современного облика со дня провозглашения третьей Республики Армения. Автор акцентирует конституционный уровень этого нового этапа равноценными практичными проявлениями, заложенными в основу разработки этой концепции взаимодействия. Автор, которая, кстати, возглавляет Министерство Диаспоры со дня его создания, с убедительностью опыта и осведомленности характеризует особенности этой структуры, как органа государственного управления – особенности, вытекающие из принципов взаимопонимания и равноправия, придающие смысл взаимодействию Родина-Диаспора.
Автор констатирует эффективность этих принципов в условиях гармонизации программ и стиля деятельности (программа «Ари тун», фестивали «Моя Армения», «Комитас», Летняя школа «Спюрк» и др). Воистину, Диаспора, этот крупнейший сегмент армянства, по меткому определению автора, выступающая в «многослойном, многоликом, многоязычном, с различием мнений и множеством нужд» (стр.427) облике встает перед нами с необходимыми для указанного взаимодействия индивидуальными и общественными, политическими, экономическими, культурными и иными основами, с требованием бесконечной и повседневной работы. Автор полностью убеждает, что эта работа – серьезнейшее испытание для Родины и Диаспоры, от преодоления которого всей нацией зависит успех деятельности и той, и другой, иными словами – обеспечение армянской национальной идентичности.
�?скренность рецензируемого труда, научность и практическая ценность положений автора углубляются весьма важными таблицами статистических данных, отражающих реальное положение Диаспоры и многочисленные сферы ее взаимодействия с Родиной.
Выдвинутые автором вопросы и положения изложены в труде четкими формулировками, гладким и выразительным армянским языком, соответствующим теме и научно-практическому характеру исполнения. Наряду с этим, учитывая проделанную колоссальную работу, можно было бы высказать некоторые замечания по поводу очередности некоторых подразделов или формулировок, но по сравнению со значимостью этого труда они имеют ничтожное значение. Труд Г.Акопян, посвященный армянской Диаспоре, обладает неоспоримой познавательной и программной ценностью, и благодаря этим своим особенностям, действительно, претендует на все достоинства энциклопедического труда, посвященного Диаспоре. Это серьезный вклад в диаспороведение, и в частности, в сфере армянского диаспороведения, и именно своей частной значимостью, адресованной многоязыкой Диаспоре диктует необходимость перевода на европейские и восточные языки.
А.ХАРАТЯН
Член-корреспондент НАН РА
11.09.17