«В Алеппо мы пережили очень тяжелые дни, но образовательный процесс не прерывался»: Зепюр Экмекчян-Реисян

В период продолжительных военных действий в Сирии многие из наших соотечественников репатриировались, часть из них обосновалась на чужбине, другая, подвергая свою жизнь опасности, осталась в Сирии… Многие армяне Алеппо не покинули родные места, жили и работали даже под прицелами снайперов и бомбардировками. Одна из них – уважаемая супруга депутата парламента Сирии Жирайра Реисяна, педагог Зепюр Экмекчян-Реисян, в ходе интервью с которой для электронного издания «Армяне сегодня» уже в который раз убедилась в исключительности армянской женщины, матери, патриотичной армянки.  

– Госпожа Зепюр, расскажите, пожалуйста, о Вашей многолетней педагогической деятельности.

– Педагогическое образование получила в Ереванском государственном педагогическом институте им. Х.Абовяна по специальности «Дошкольная педагогика и детская психология». Педагог с 29-летним стажем, поначалу работала в дошкольном учреждении, которые мы называем детский сад. Позднее, в 2010 году, перешла уже в отделение начальной школы – только-только взяла на себя эту ответственность, как в Сирии разразилась война… В очень тяжелых условиях продолжали образовательную работу с уроками, соответствующими условиям каждого года.

– В этих опасных условиях родители позволяли детям посещать школу?

– Смотря какие родители: конечно, были дети, которые отсутствовали, были и такие, кто не отсутствовал совершенно. Когда угроза была слишком велика, Национальные власти распорядились закрыть школы. Я руководила гимназией «Саакян» в квартале Нор Гюх. В августе 2012 года, когда боевые действия в этом районе начали накаляться  (это была очень опасная зона) невольно открытие нового учебного года пришлось отложить на три месяца, пока ситуация не успокоится. В этом же квартале находились и школа «Заварян», семинария «Карен Эппе»… Нор Гюх – район, плотно заселенный армянами, три школы находились в этом районе, и невозможно было добраться до школы – они находились под прицелом снайперов, позднее начались бомбардировки. В таком же положении была и армянская гимназия «Айказян» в городском районе Салибей… На три месяца задержалось открытие школ, до 25 декабря 2012 года  – ситуация была опасной. Единственная гимназия, находившаяся в относительно спокойном районе, была гимназия «Гюльбенкян», Национальные власти предпочли безопасность малышей и предпочли район Сулеймание. В декабре очень быстро были организованы уроки и учеников вызвали в школу в здании гимназии «Гюльбенкян». Четыре начальные школы и семинария по сокращенному графику и уплотненной программе продолжали занятия. На следующий год две гимназии, «Саакян» и «Заварян», перебрались в Нор Гюх, а там остались начальные школы «Гюльбенкян» и «Айказян», плюс семинария. Проведя там один учебный год, на следующий все четыре школы сконцентрировались в «Гюльбенкян»… Число учащихся в этот период сократилось. Часть семей обосновалась в Армении, другая уехала за рубеж, многие же обосновались в более безопасных приморских регионах Сирии. В 2015-2016 учебном году четыре гимназии объединились, превратились в две – гимназии «Саакян» и «Заварян» объединились, объединились также гимназии «Гюльбенкян» и «Айказян», имея отдельные дирекции, а детсадовский отдел, также с отдельной дирекцией, отделился от школ. Я являюсь директором школы «Саакян-Заварян». В начальном отделении обучение 6 лет, после чего образование продолжается в средней и школе второй ступени. Гимназии объединились, но не закрылись, они имеют отдельные лицензии, некоторые здания повреждены и должны ремонтироваться по-очереди. Как только был восстановлен мир, мы начали проводить и внеклассные мероприятия.

– Госпожа Зепюр, Вы больше преподавали или занимались административной работой, какое из этих занятий Вам больше по душе?

– Преподавала всего один год, после чего взяла на себя ответственность за детский сад. Каждая из этих работ имеет свои особенности, однако работать с малышами приятнее всего. Помимо педагогической и административной работы я занимаюсь также благотворительностью.

– Вы взяли на себя также не слишком легкое бремя – Вы супруга политического деятеля, журналиста Жирайра Реисяна. То есть семья Ваша находится на «горячей линии». Не трудно совмещать в одной семье двух национальных деятелей, двух преданных людей?..  

– Конечно нелегко, однако нам удалось преодолеть и эти трудности, советуясь по многим вопросам. Мы счастливы еще и тем, что всегда поддерживали и воодушевляли друг друга.

– Многие в напряженные дни боевых действий покинули Сирию, уехали в другие страны: когда либо задумывались о том, чтобы покинуть Алеппо?..

– Эмигрировать… Нет… Мы пережили очень тяжелые дни, но смогли остаться там, и теперь надеемся жить в постоянном мире. Часто бываю в Армении, двое моих сыновей учатся в Ереванском инженерном университете. Мы очень привязаны к Армении. Цель нынешнего моего приезда – участие в одном образовательном  курсе, касающемся развития «Википедии», обогащения ее западноармянским языком. Каждый приезд на Родину, естественно, насыщен и дыханием ностальгии.

Беседовала Карине АВАГЯН

Scroll Up