«Прекрасное в искусстве не знает старого и нового – нужно беречь и хранить его»: Нерсес Киракосян

Талантливая армянская мысль созидательна почти во всех сферах нашей жизни, не признает границ и ограничений: она витает даже там, где, кажется, кончаются любые возможности. Многие одаренные армяне, волею судьбы разбросанные по всему миру, повсюду становятся своеобразной визитной карточкой армянина и Армении, отражением нашей сущности, отклик зова нашей души, мелодией и красками нашей Родины.

Художник-скульптор из Ростова на Дону Нерсес Киракосян, побывавший в Министерстве Диаспоры РА – один из таких одаренных армян, приятная беседа с которым  в редакции «Армяне сегодня» превратилась в своеобразное мероприятие, сдобренное фотографиями картин и скульптур Нерсеса и переливами созданной им замечательное мелодии «Карот».

«Семнадцать лет не бывал в Армении, безмерно соскучился. Родом из села Дилив Богдановского района Джавахка, почти столько же лет не бывал в родных местах, однако душой, сердцем, всем своим существом   привязан к родине, корням, наверное, накопившаяся тоска и станет основой моего возвращения навсегда. Я и за пределами Армении постоянно в творческом процессе, параллельно поддерживаю связи с живущими в Армении друзьями – деятелями искусства, родными, всегда интересуюсь и живу культурной жизнью Армении. Я рисую, ваяю, пишу музыку… Значит, я есть, я живу, это мой огромный мир, мой образ жизни, моя миссия в этом мире.

…�?з Армении уехал после первой Арцахской войны: трудные были годы, работы не было, уехал с целью найти работу, и остался. В Ереване окончил отделение скульптуры училища им.Паноса Терлемезяна. Педагогом моим был известный, любимый и уважаемый всеми скульптор Юрий Минасян – я всегда горжусь им. Служил в Армянской армии. В Ростове на Дону поначалу занимался строительством,  а также очень близким мне делом – скульптурой. Работы мои находятся в частных домах – не смог привехти с собой и выставить на выставке. Мне близки и скульптура, и графика, и живопись. Персональных выставок в Ростове на Дону не имел, скорее, выполнял работы на заказ, а 29 мая в Ереване открылась моя первая персональная выставка, в организационных вопросах которой мне помогли друзья – еще до моего приезда все вопросы были решены, за что всем блдагодарен. Очень благодарен предоставившему мне зал директору арт-зала «Карл Левон» Карлену Левоновичу. В Армении я нахожусь с двумя миссиями: открыть выставку и передать прибыль от благотворительного концерта, организованного молодежной структурой «Лиана Петросян, Марта Тамамян и  товарищи» Ростова на Дону семье одного погибшего на апрельской Арцахской войне военнослужащего и одному раненому.

Вместе с известной уже не только в Армении, но и в Ростове на Дону актрисой, полномочным представителем вышеупомянутой структуры Аревик Орбелян мы побывали в реабилитационном центре Красного Креста, передали денежную помощь проходящему там лечение раненому военнослужащему Андрею Вардумяну и семье погибшего Миши Агаджаняна из Апаранского села Вардаблур.

С известной в Армении и уже и в Ростове на Дону актрисой, полномочным представителем вышеупомянутой структуры Аревик Орбелян мы побывали в реабилитационном центре Красного Креста, передали денежную помощь проходящему там лечение раненому воину Андрею Вардумяну, посетили семью погибшего Миши Агаджаняна из Апаранского села Вардаблур. Я был всего лишь в роли передающего и помогал Аревик Орбелян. Конечно, существенно не это, а впечатление, полученное при встречах с этими семьями, беседы с раненым воином. Я преклоняюсь перед нашими отважными парнями и их родителями. Восхищен и  поражен спокойным, сдержанным поведением раненого солдата: он говорил так, будто ничего не сделал, ничего с ним не случилось, и готов часом раньше отправиться на передовую. В своих работах я непременно коснусь этой темы. Одна подобная картина уже есть. Культура, искусство должны всегда быть дыханием и отражением времени.

Для меня две эти миссии – главная цель, порождающая противоречивые чувства: выставка в каком-то смысле праздник, а жертвы и раненые войны – убивающая душу печаль и безграничная боль, но и гордость за поколение, которое мы недостаточно знали – они сделали то, что присуще зрелым, опытным воинам.

С заплаканными глазами бродил по улицам моего родного Еревана… С армянами Ростова на Дону мы тоже решили в те дни отправиться в Арцах и встать рядом с нашими воинами. Однако нам сказали, что добровольцев много, с полдороги их возвращают обратно. Не дай Бог, если возобновятся боевые действия, мы готовы. Армянин – художник, поет или священнослужитель, – прежде всего должен быть воином.

Не забуду отметить, что ни одна картина, демонстрируемая на выставке, Армению не покинет. Уже планирую следующую выставку.

…Брожу по улицам города, любуюсь прекрасным Ереваном, однако грущу, когда вижу, что Таманяновская архитектура искажается, что старые инкрустированные строения почти исчезли. Прекрасное в искусстве не знает старого и нового – нужно беречь и хранить его».

Карине АВАГЯН

Scroll Up