«Родину защищают не только сражаясь, но и живя там»: Андраник Бердзорский (Чавушян)

�?стинные герои не говорят, избегают рассказов о своих подвигах, истинные вояки воюют, истинные патриоты не произносят высокопарных слов о Родине: они просто живут на Родине, во имя Родины и в случае необходимости защищают границы своего дома.
Один из них – родившийся в Сирии, живший в Ливане и обосновавшийся в Арцахе Андраник Чавушян – Андраник Бердзорский, в беседе с которым была восхищена его скромностью, сдержанностью, присущей истинному патриоту боевитостью, непоколебимым духом и волей, которыми он, вне поля боя, сражается с выпавшим на его долю клочком земли в Арцахе.
«Не люблю говорить о том, что совершили мы с друзьями в дни апрельской войны – это долг каждого из нас, Родина одна на всех. Родился и вырос в Сирии, впоследствии перебрался в Бейрут, два года назад приехал в Ереван, затем отправился в Арцах и обосновался там. До этого бывал в Арцахе по благотворительным делам и думал: почему бы нет, должен приехать и жить именно в Арцахе. Родину защищают не только сражаясь, но и живя там. В Бейруте я был членом фонда «Арцах», реализовывали проект перезаселения Кашатага. Для меня неважно, где жить, в Армении или Арцахе – для меня все города, области и села родные, Родина, где армяне – там и я, если моему народу плохо живется – значит и я живу плохо, если живет хорошо – значит, и мне хорошо. Жена из Армении – из Карабаха, поженились в Армении, год прожили в Бейруте, потом приехали в Армению и отправились в Арцах. Прекрасная природа, замечательные люди – вот что я видел в Арцахе. В каком бы уголке Родины ни жил – должен бороться за сохранение армянской идентичности, традиций, культуры. Двенадцать лет служил в церкви, был в рядах скаутского движения: в какой армянской общине появлялась необходимость активизировать работу – туда мы и отправлялись. Народ Армении, Арцаха более практичный – вынуждены быть такими, поскольку окружены враждебными странами. Год и 4 месяца с семьей находимся в Арцахе, в Бердзоре, у нас дочка Кнарик и сын Аветис (назвали именем моего отца). Аветис родился, когда я был на позициях. Друзья убеждали меня ехать домой, но не уехал – как мог оставить друзей и позиции, в то время тем более обязан был оставаться на передовой – ведь я защищал и своего сына и его Родину. Еще до отправки на позиции домашние, знакомые убеждали меня не ехать, потому что до рождения ребенка оставалось совсем мало, но я не мог оставаться дома, когда на передовой гибли молодые солдаты, когда коварный враг держал на прицеле наши границы и наши села. Была сформирована группа – не будь этого, я бы отправился один, пешком или на своей машине. Боевой опыт имею – два с половиной года служил в Ливанской армии. Бейрут видел войну, я же, будучи жителем этого города, как и все, имел оружие, готов был защищать свою семью, свой дом.
В Арцахе, отправляясь на передовую, думал только о сражении и победе: все наши ребята так были настроены – мы не зайцы, чтобы убегать. Если на стороне азеров в первых рядах воевали наемные убийцы в возрасте, в затупленных мозгах которых была одна-единственная мысль – убивать, зверски уничтожать, то нашу передовую держали молодые патриотичные воины, сражавшиеся за неприступность границ родной страны, за родную землю. На позициях пели патриотические песни: это еще больше воодушевляло всех нас. Зная, что я переехал из Диаспоры, все говорили мне: молодец… Я обижаюсь, считаю себя человеком этой земли и воды, какая связь – откуда приехал. Я житель Арцаха и защищаю свой дом, семью, землю, которую обрабатываю своими руками.
В эти дни я дома, наслаждаюсь теплом семьи, деток, обрабатываю землю… Вы спрашиваете, если возобновится война, отправлюсь ли снова на передовую?.. (Андраник улыбается) Конечно, я готов, ведь по эту сторону границы – наш народ, моя семья, наше будущее, дочка Кнарик и сын Аветис. Мой девиз – меньше слов, больше дела».
В редакции мы еще долго беседовали с Андраником Бердзорским, задавали ему вопросы, тем не менее, все его мысли и высказывания возвращались к Родине.
Карине АВАГЯН