«Получение паспорта гражданина РА стало новым важным этапом моей жизни»: окулист из числа сирийских армян

Корреспондент «Армяне сегодня» побеседовала с репатриировавшейся три месяца назад из Сирии окулистом Жанин Срурян. В ходе беседы Жанин рассказала о пройденном ею пути и сегодняшней медицинской деятельности в Армении.
– Три месяца назад приехала из Сирии в Армению. Окулист, и здесь уже имею свою собственную клинику Srourian eye centre, находящуюся на 2-м этаже бизнес-центра «Цитадель». Работаю в одиночку, имею одного помощника. Выполняю также операции. Медицинское образование получила в Ереванском государственном медицинском университете им.Гераци, специализировалась в Сирии, где долгие работала по специальности, имею 18 лет трудового опыта. Параллельно с работой, постоянно совершенствовалась за рубежом: любая профессия с течением времени нуждается в совершенствовании. В Сирии я работала в государственных структурах, в медицинских организациях, но также имела свою клинику, которая сейчас, к счастью, не повреждена вследствие военных действий. В Сирии была интересная программа борьбы со слепотой, которая была рассчитана до 2020 года. Но война спутала все программы, многие инициативы не были претворены в жизнь. Мы вынуждены были работать под обстрелом, разрывами снарядов. Часто ракеты взрывались неподалеку от нашей клиники и в таких вот условиях мы работали. Были больные, у которых глаза были повреждены крошкой снарядных осколков.
– Доктор Жанин, по завершении Сирийской войны возвратитесь в родные места?..
– Я не знаю, что будет завтра, и пока не могу дать определенный ответ на Ваш вопрос. Там у меня всегда была работа и много пациентов, то же и здесь. Время покажет.
– С кем легче работать – со взрослыми, или детьми?..
– Со всеми легко, если к пациенту относишься психологически, стараешься понять его боль, относишься профессионально, но доступно опишешь ситуацию, причину болезни: ведь речь идет об одном из самых дорогих органов – глазах… Малышей уговариваю, беседую на их языке, а взрослые очень нуждаются в заботе, которая является большим и важным компонентом нашей работы.
– Жанин, с какими проблемами зрения обращаются чаще всего?
– Проблем много и они разнообразны. Часть из них – следствие других болезней, однако преобладают глаукома и катаракта. С сожалением должна отметить, что многие из наших пациентов приходят на такой стадии, когда полноценно восстановить утерянное уже невозможно – речь, в частности, идет о страдающих диабетом, у многих из которых наблюдается осложнение сетчатки, она бывает расслоена. Если человек страдает этой болезнью, то обязан часто проверять глазное дно и не ждать, пока наступит слепота. Своевременное обращение всегда полезно, не приводит к необратимым последствиям.
– Где чаще встречаются люди с проблемами со зрением – в Сирии, Армении: имеет ли географическое пространство существенное значение в этом вопросе?
– В Сирии обращающихся с проблемами зрения было несоизмеримо больше.
– Вы имеете гражданство Армении?
– Я часто посещала Армению, здесь у меня родственники, друзья, здесь получила образование, с 2011 года уже имела в Ереване квартиру, однако чего-то не хватало, была нереализованная мечта… Еще только был принят закон о двойном гражданстве, я была одной из первых счастливиц, получивших гражданство Республики Армения. Мы всегда мечтали иметь независимую Армению и быть гражданами этой суверенной страны. Получение паспорта гражданина РА стало новым важным этапом моей жизни – я бы сказала, даже больше – большой праздник. Я очень люблю Сирию, где родилась, но больше люблю Родину, где сейчас проживаю и провожу вторую половину своей жизни.
– Бывая в разных странах, специализируясь и совершенствуясь у лучших специалистов, как Вы считаете, достаточно ли развита офтальмология в Армении, чтобы не стоило для лечения выезжать за рубеж?
– Эта сфера в Армении действительно на высоком уровне, у нас есть клиники, насыщенные новейшими технологиями и соответствующие европейским критериям, известные специалисты. Просто наука постоянно требует совершенствования. Мы находимся в постоянной связи с нашими зарубежными коллегами, следим за новостями, достижениями в сфере офтальмологии. Довольна своим профессиональным выбором. Если бы родилась заново – опять таки стала бы окулистом, я уважаю свой выбор.
Карине АВАГЯН