Цветущий оазис – вопреки конфликту: The New York Times об Арцахе

 Журналист The New York Times Андрю Крамер опубликовал в авторитетной газете статью о своих впечатлениях от поездки в Нагорный Карабах.

 Крамер описывает прекрасную карабахскую природу, цветущие персиковые деревя на фоне сияющих вдали белоснежных горных вершин, гостиницу «Армения», которая, по его определению, служит местом встречи людей из разных концов мира, которых объединяет одна общность – армянский язык.

 «Карабах – колыбель Армении», – цитирует автор слова директора местной школы №3 Людмилы Ованнисян.

 Автор констатирует, что среди прошедших через горнило постсоветских конфликтов городов Степанакерт с его 50-тысячным населением достаточно оживленный город

 «В городе, преисполненном духом войны в результате столкновений в начале  апреля с азербайджанскими вооруженными силами, в городе зримы внимание и забота богатых армян Диаспоры: на холме новый госпиталь, асфальтированная дорога, ведущая к городу», – перечисляет автор, добавляя, что содействие, оказываемое  разбросанной по всему миру армянской общиной,  придает «неописуемое дыхание метрополитена маленькой республике Карабах и ее столице».

 По наблюдениям Крамера, значительная часть помощи, предоставляемой Нагорному Карабаху, идет от богатых соотечественников извне, в их числе миллиардер Керк Кркорян из Калифорнии, швейцарский бизнесмен-армянин, основавший рыбоводческое хозяйство и другие. Отмечается, что Калифорния и еще шесть штатов США признали независимость Нагорного Карабаха, хотя на федеральном уровне, как и со стороны какого либо иного государства, подвижек нет.

 Коснувшись постсоветских конфликтов, Крамер отмечает, что российская внешняя политика является важным их компонентом.

 «Для России замороженные конфликты в соседних Грузии, Молдове, с недавних пор и в Украине являются рычагами подавления демократических устремлений обретших независимость правительств. Между тем Нагорный Карабах, будучи самым старым из этих конфликтов, выделяется глубокой этнической ненавистью, а также поступающим из Диаспоры содействием, что подсказывает, что Карабах, который в Армении называют Республикой Арцах, не является исполнителем воли Москвы», – как передает panorama.am, отмечает Крамер.

 По словам автора, в вопросе конфликта Россия более склонна подходам армянской стороны, и несмотря на это обстоятельство, продает оружие обеим сторонам. Крамер рассказывает, что центральная площадь Степанакерта в дни апрельской войны превратилась в место выражения эмоций молодежи и стариков, когда мчащиеся по улице вездеходы, замечая солдат, останавливались и подвозили их.

 «На улицах этого города любой парнишка наизусть знает две цифры: собственный возраст и время на разборку-сборку автомата «Калашников» – навык, которому  в школе обучают с 13-летнего возраста», – пишет Крамер, добавляя, что по тому же принципу девочку обучаются первой помощи.

 «Картины школьников, развешанные на стенах школы №3, изображают бои, то, что дети видели всю жизнь – танк на фоне гор или мужчина с оружием в руках», – пишет автор и приводит свою беседу с 14-летним Давидом: «Спросил, с кем будет воевать через четыре года, когда призовут в армию. Он удивленно пожал плечами и сказал – «Конечно, с нашим соседом».

Scroll Up