«Систематизированное решение общенациональных вопросов нуждается в «Общеармянском совете»: Серж СРАП�?ОНЯН

Заместитель министра Диаспоры РА Серж Срапионян в беседе с Tert.am коснулся идеи создания «Общеармянского совета», высказанной Президентом РА на V форуме Армения-Диаспора. По его мнению, 3-летняя деятельность созданной в 2011 году Государственной комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян, показала, что систематизированное решение важнейших и актуальнейших вопросов общенациональной важности действительно нуждается в подобной структуре.
– На Vфоруме Армения-Диаспора было заявлено, что планируется создать «Общеармянский совет», состоящий из представителей Диаспоры и Армении. Почему вообще родилась идея структуры, чего не в силах сделать Министерство Диаспоры, и должен сделать «Общеармянский совет»?
– Во-первым, на Vфоруме Армения-Диаспора не было заявлено, что «планируется создать «Общеармянский совет», состоящий из представителей Диаспоры и Армении». Напомню, Президент РА сказал буквально следующее: «Кстати, хочу выдвинуть одну идею и ожидаю вашего отклика. Предлагаю в 2015 году переименовать Государственную комиссию по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян, во Всеармянский совет, который станет одной из постоянных национальных платформ для обсуждения актуальных общеармянских проблем. Сказано очень просто и понятно. То есть, глава государства высказал предложение, и ожидает отклика представителей Армении и Диаспоры, только после чего можно говорить о создании структуры.
Т рехлетняя деятельность созданной в 2011 году Государственной комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян, показала, что систематизированное решение важнейших и актуальнейших вопросов общенациональной важности нуждается в подобной структуре.
Какая связь может быть между созданием подобной структуры и Министерством Диаспоры РА? Основной задачей Министерства Диаспоры является сплочение армянской Диаспоры, сохранение армянства, углубление связей Армения-Диаспора, выявление потенциала Диаспоры и его задействование на благо развития экономики Армении. Свидетельство результатов шестилетней деятельности Министерства – осуществляемые им ежегодные программы. Подробнее можете узнать о них в сборнике, обобщающем нашу пятилетнюю деятельность, а также в ежегодниках. Между тем задача создаваемой структуры – не работа с Диаспорой, а, как подчеркнул Президент, она «станет одной из постоянных национальных платформ для обсуждения актуальных общеармянских проблем».
– Какой структурой и новыми функциями будет обладать «Общеармянский совет»?
– Думаю, преждевременно говорить о структуре еще не созданной структуры. Пожалуй, основой для нее может послужить уже созданная и выдержавшая экзамен структура Государственной комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян, разумеется, с учетом предложений и мнений заинтересованных организаций и лиц. Что касается новых функций, то о них возможно будет говорить только после создания структуры, а общие цели уже намечены в речи Президента.
– В свое время министр Грануш Акопян говорила о возможности превращения Национального Собрания в двухпалатный орган, согласно которой в Верхнюю палату должны были быть вовлечены также представители Диаспоры. Почему это не стало возможным претворить в жизнь и действительно ли предлагаемый ныне «Общеармянский совет» призван заменить этот проект?
– Да, министром Грануш Акопян была озвучена идея превращению Национального Собрания РА в двухпалатный орган. Существуют и другие идеи, ориентированные на то, чтобы сделать Диаспоры участницей обсуждения вопрос общеармянской значимости и принятия решений. Однако подобные вопросы быстро не решаются, должны быть учтены различные мнения. Возможно, настанет время, и одна из этих идей будет претворена в жизнь.
Предложение о создании «Общеармянского совета» никоим образом не может связываться с Национальным Собранием. Национальное Собрание – законодательный орган, его миссия – выработка и принятие законов, тогда как «Общеармянский совет», если он будет создан, призван намечать пути решения вызовов, стоящих перед армянством. Некоторые подобные функции сегодня, можно сказать, выполняет Общеармянский фонд, но в сугубо экономическим плане.
– Много говорится об Азербайджанской «икорной дипломатии». Неужели Диаспора, с ее человеческим и финансовым потенциалом, не может стать противовесом этому, что мешает?
– Говорить об Азербайджанской «икорной дипломатии» не означает рассматривать ее как победную и всемогущую. Диаспора со своим человеческим и финансовым потенциалом не только перевешивает «икорную дипломатию» Азербайджана, но и во многих вопросах нейтрализует их усилия. Свидетельство тому – 907-я поправка к Акту свободы, согласно которой Соединенные Штаты Америки обязались не продавать оружие Азербайджану, признание НКР законодательными органами ряда штатов и городов США, день ото дня меняющееся мнение сопредседателей Минской группы ОБСЕ по проблеме Арцаха и др. Примеров можно привести много.
– Не изменилось ли за эти годы воодушевление в Диаспоре, существовавшее в период осуществления общенациональных проектов – помогать Родине всеми возможными и человеческими, и финансовыми ресурсами. Возможно, претворение в жизнь «Общеармянского совета» обусловлено именно этими изменениями – стремлением придать новый размах сотрудничеству Армения-Диаспора?
– Не думаю, что за эти годы изменилось воодушевление в плане осуществления общенациональных программ. Скорее наоборот. Об этом свидетельствует хотя бы факт неуклонного роста участия представителей Диаспоры в программах Министерства. �?зменилась и направленность программ Диаспора-Армения, тем более после того, как Президент РА заявил, что прошли уже времена, когда Родина нуждалась в помощи Диаспоры.
Настало время, чтобы армянин Диаспоры имел свою выгоду в Армении, вкладывал инвестиции и получал прибыль. Вот почему многие армяне Диаспоры начали свое дело в Армении и в Арцахе – в самых разных сферах экономики, от чего выигрывают и они, и Родина. В этом плане претворение в жизнь «Общеармянского совета» никоим образом не может связываться с целью вызвать воодушевление среди наших соотечественников в Диаспоре и придать ему новый размах.