Непристойная угроза Турции в адрес Сирии по поводу древней гробницы

Угроза министра иностранных дел Турции Ахмеда Давутоглу нанести контрудар по Сирии, если она осмелится причинить ущерб гробнице основателя Османской империи, деда Османа I – шаха Сулеймана, – последний пример лицемерия турецкого правительства.

Страна, которая осуществила геноцид против миллионов своих христианских подданных (армян, ассирийцев и греков), конфисковала их имущество, захватила их земли, разрушила тысячи церквей, кладбищ и памятников культуры, еще осмеливается предостерегать сирийцев от причинения вреда одной древней османской могиле.

Хотя могила любого человека достойна охраны и уважительного отношения, однако,  угроза Давутоглу – беспочвенное оправдание вмешательства во внутренние дела Сирии. По иронии судьбы, гробница шаха Сулеймана находится на территории, которая контролируется не сирийским правительством, а джихадистами «Аль-Каиды» и другими мятежными группами, которым помогает и вооружает сама Турция для свержения администрации Башара Асада. Боевики «Аль-Каиды», конфликтующие с другими антиправительственными группировками на территории османской гробницы, сами  уничтожают могилы, поскольку радикальные исламисты убеждены, что поклонение могилам – это идолопоклонство.

Турция считает, что находящийся в Сирии земельный участок, где находится гробница шаха Сулеймана, – суверенная турецкая территория, согласно Анкарскому договору 1921г., подписанному между Турцией и Францией, которая тогда захватила Сирию. Согласно этому договору, Турция была вправе разместить на этой территории караул и поднять свой флаг. Начиная с 1921г., 20 турецких военнослужащих круглосуточно охраняют мавзолей.

По 9-ой статье Анкарского договора Турции был выделен участок сирийской территории площадью 8000 кв.м, в 80 км к югу от турецко-сирийской границы. Когда в 1974г. прилегающая к гробнице территория была залита водой из водохранилища Эль-Асад, гробница была перемещена в другое место, в 35 км от границы с Турцией. Несмотря на военные действия, происходящие в Сирии, Турция продолжает держать группу своих солдат возле усыпальницы.

В обмен на предоставление Турции территориальных прав в отношении этой древней местности, Франция приобрела ряд экономических привилегий, в том числе – право, по которому французские компании могли распоряжаться железнодорожным движением на турецкой территории и эксплуатировать месторождения железа, хрома и серебра в течение 99 лет. Эти спорные взаимные компромиссы не могут считаться законными с точки зрения международного права, поскольку колониальное государство обменяло территорию другой страны.

По договору 1921г. для турок также был установлен «особый административный режим» в Александретте, которая являлась сирийской территорией, находящейся под французским мандатом. В 1939 году Александретта полностью была отделена от Сирии и официально присоединена к Турции как провинция Хатай. В 1946г., после приобретения независимости от Франции, правительство Сирии признало суверенитет Турции в отношении территории, где находится гробница шаха Сулеймана, однако так и не признала сдачу Александретты Турции.

Министр иностранных дел Давутоглу в прошлую пятницу, в ходе состоявшейся пресс-конференции в Ване, предупредил, что любое нападение на гробницу османского периода, расположенную в Сирии, со стороны «[сирийского] режима, радикальных групп или кого-то еще, удостоится контрудара со стороны Турции»: «Для защиты своей суверенной территории Турция без колебаний примет все возможные меры… Сейчас нет никакой угрозы нападения на нашу территорию [гробницу в Сирии] и военных, однако мы готовы пойти на любой шаг в случае опасности. Турецкое общество ни секунды не должно сомневаться в этом вопросе». Между тем, должностные лица министерства иностранных дел, генерального штаба и национальной разведывательной организации встретились 13 марта, чтобы обсудить вопрос безопасности усыпальницы шаха. Хотя и не было уточнено, какие именно меры Турция примет, однако турецкие средства массовой информации полагают, что она может отправить дополнительные войска для контролирования этой местности.

На мой взгляд, угроза Давутоглу – просто попытка размахивать шашкой над головой Сирии, чтобы отвлечь внимание турецкого общества от скандального и, вероятно,  преступного поведения премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана накануне выборов в органы местного самоуправления, предстоящих 30 марта.

 

Арут Сасунян,

издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер»

 

www.armtoday.info

Scroll Up