«Награждение медалью «Признательности» стало для меня неожиданностью»: Антуан Багдикян
Посетившие Министерство Диаспоры РА наши соотечественники – председатель Союза бывших армянских воинов и участников сопротивления Франции Антуан Багдикян и молодой французский предприниматель, армянин Реми Мекенеджян побывали и в редакции «Армяне сегодня», где состоялась содержательная и интересная беседа, запись которой предлагаем вниманию наших читателей.
– Добро пожаловать в Армению, господа, добро пожаловать в Министерство Диаспоры. Господин Багдикян, начнем беседу с Вас – с какой миссией пожаловали в Армению?
– Мне сообщили, что на Родине меня наградят медалью «Признательности» за 40-летнюю патриотическую деятельность, что стало для меня неожиданностью – в Армению всегда приятно приезжать, не главная причина моего нынешнего приезда именно эта. Очень горд и благодарен, что на Родине меня удостоили такой чести, что глубокоуважаемая министр Диаспоры РА ценит нашу работу. Эта медаль не только моя, но и всех добровольцев, работающих со мной.
– О каких важнейших задачах говорили в Министерстве Диаспоры, какие видите пути еще большего укрепления сотрудничества?
– Дружеские связи с министром Диаспоры РА у меня налажены давно: вместе с министром мы предприняли и реализовали много дел. Годы назад она пожаловала во Францию, где 13 декабря в городе Лусинян провинции Пуатье состоялась церемония открытия и освящения хачкара, посвященного памяти последнего армянского царя Левона V, армянских воинов, павших за свободу Франции и жертв Геноцида армян, в котом охотно приняла участие многоуважаемая госпожа министр. Теперь ждем, что посредством министра наладим связи одного из городов Армении с французским городом Лусинян. Мы должны наладить постоянные контакты с Арменией, Министерством Диаспоры, не должны оставаться в изоляции.
– Какую работу по сохранению армянства ведете во Франции?
– По специальности я инженер-электронщик. Год-два работал на одном из предприятий Франции, после чего перешел на работу по своей специальности в одну из немецких организаций: несколько месяцев изучал английский, подумал, что поработаю в этой немецкой организации какое-то время, выучу немецкий, но вот уже 40 лет я остаюсь не инженером, а директором… так получилось. Впоследствии набрался столько сил, приобрел столько возможностей, что смог использовать на благо армянства. Когда мне исполнилось 60 лет, меня позвали и сказали: господин Антон Багдикян, Вы должно быть устали… �? я стал заниматься делами армянской колонии.
Я председатель Союза армян – бывших военных и участников движении Сопротивления – Союз является частью координационного совета армянских организаций Франции CCAF и ведет большую работу по увековечиванию памяти героя Второй Мировой войны Мисака Маеушяна и 23 членов его группы. Усилиями союза делается все, чтобы не был предан забвению подвиг боровшихся за Францию и пожертвовавших жизнями армян. Как известно, во время Первой, Второй мировых войн армянские добровольцы сражались бок о бок с французами, во главе с Мисаком Манушяном во время Второй Мировой войны были в первых рядах борцов. Я познакомился с Мелине Манушян – тогда еще не знал о деятельности армян во Франции. Мелине Манушян рассказала мне и сказала: «Антон, мальчик мой, наша история, пролитая армянами кровь, кровь, пролитая Мисаком Манушяном – золотой ключ, который брошен на зщемлю и никто его не поднимает». Мне показалось, что речь идет о настоящем ключе, но это был такой ключ, который сумел раскрыть все двери во Франции. Ни один президент не сумел отказать мне в моих начинаниях, не отказался говорить об армянах и от имени армян, о совершенных армянами подвигах. Французы знают, что в годы Первой мировой войны армяне в Париже создали союз добровольцев и встали бок о бок с французами. Армянский легион боролся до 1920 года. Мисак Манушян, наши соотечественники настолько полюбили Францию, что приняли за нее мученическую смерть. Во Франции у нас есть хачкары, у каждого из которых своя символика – один символизирует память жертв Геноцида армян, в нижней части записано – «В память о полутора миллионах дертв Геноцида армян», другой символизирует кровь, пролитую армянами за Францию. Это священный путь.
– Господин Багдикян, расскажите пожалуйста также о Ваших корнях, эпизоды того, как Ваша семья обосновалась во Франции.
– Предки со стороны матери был из Сасуна, отца – из Мараша. Сам я родился в маленькой французской деревушке. Мать, как и тысячи армян, была сиротой, вместе со многими оказалась к Греции, в Салониках, родственники отца также отправились в Грецию, жили в приютах. Дед и бабушка поженились в Греции в 18-летнем возрасте, моя мама родилась в Атине, в 3-летнем возрасте одна супружеская пара увезла ее во Францию… Вот такая судьба – судьба армянина.
– На какой высоте находятся культурные связи Армения-Франция?
– Я постоянно занимаюсь военной культурой, поскольку у нас большое желание помочь школам в этом плане. Если в какой-либо стране армяне проявляют ту или иную инициативу, дел должно быть больше, чем слов. Мы должны развивать свою деятельность, связанную с армянским языком, Арцахом, мировым признанием Геноцида армян – работа в этих сферах чрезвычайно важна.
– Спасибо, господин Багдикян, желаю удачи в Вашей патриотической деятельности.
Карине АВАГЯН