«Армения для меня – страна, с которой у меня своеобразная необъяснимая духовная связь»: немецкий архитектор, армянин Альберт Севинц
![](https://old.hayernaysor.am/wp-content/uploads/2017/03/IMG_9101.jpg)
С посетившим Министерство Диаспоры РА архитектором-армянином из города Дюссельдорф Германии Альбертом Севинцем побеседовала корреспондент «Армяне сегодня».
– Добро пожаловать в Армению, уважаемый соотечественник. Меня заинтересовала этимология Вашей фамилии – Вы родом из Зангезура?
– Благодарен за доброе пожелание. Происхождение моей фамилии не имеет ничего общего с этим прекрасным горным краем: 18 лет назад она была дана мне турецким правительством. Я родился в Стамбуле, корни отца – из Мардина, матери – из Кайзери.
– Господин Севинц, когда и как Вы оказались в Германии?
– В восемнадцатилетнем возрасте, в 1978 году уехал из Стамбула, потому что ситуация в Турции была очень тяжелой. Кроме того, в этом возрасте хочется повидать мир. Я выбрал город Герме в старом промышленном регионе Рура.
– Вы были 18-летним юношей, полным мечтами, планами на будущее… Что дал Вам переезд в Германию, сумели получить высшее образование, приобрести специальность, профессиональные навыки?
– Еще в Стамбуле перенял от отца наше семейное ремесло-искусство – ювелирное дело, а в Германии изучал архитектуру, приобрел навыки и работал по специальности.
– Господин Севинц, будучи архитектором-армянином, изучали историю армянской архитектуры, используете ли в своих проектах элементы, характерные для нашей архитектуры?
– С армянской архитектурой я знаком, но не слишком подробно и профессионально. Как правило, использую в своих проектах армянские камни – туф, гранит, базальт…
– В городе, стране Вашего проживания знакомы с армянской архитектурой?
– Знакомы, но не многие. �?м в основном нравится архитектура старинных армянских церквей.
– Часто бываете в Армении, и, если не секрет, скажите пожалуйста, в чем главная цель Вашего приезда?
– В году я 4-5 раз бываю в Армении: три месяца назад также приезжал. А в Министерстве Диаспоры впервые – меня пригласили. Для первого раза предварительно познакомился с министром и программами Министерства. В дальнейшем, наверное, будет и сотрудничество. В Армении я бываю по вопросам застройки.
– Господин Севинц, Вам нравится внешний вид современной армянской архитектуры: Вам больше нравятся старомодные здания, или новые?..
– В действительности я не вижу между ними особой разницы – ведь современные строения возводятся под воздействием старинных.
– А вообще каковы намерения господина Севинцв – постоянно жить в Германии, или однажды вернуться и обосноваться в Армении?
– На севере Армении, в Гюмри, я занимаюсь застройкой, и объем работы увеличится: она выполняется по принципу помощи, содействия.
– Господин Севинц, Вы не говорите на армянском, а Ваша семья – супруга, дети?..
– Все они говорят на армянском, супруга армянка и говорит на восточноармянском.
– Движение Министерства Диаспоры РА «Что ты делаешь для Арцаха» Вам знакомо?
– Узнал о нем от министра, многого не знаю, но впечатление позитивное, приветствую.
– Возможно, что своими строительными работами поможете также Арцаху?
– Вполне возможно и вероятно.
– Вернемся к годам Вашего детства и юношества, прошедшим в Стамбуле. Что и кого помните из своего детства, что наиболее запечатлелось в Вашей памяти, кто человек, сыгравший большую роль в Вашей жизни?
– Возможно, покажется удивительным, но должен сказать, что в сердце и душе моей запечатлелся моя прадедушка – Вордик Гюльбенкян, которого я не видел, просто слышал о нем очень много хорошего. Наверное, это самое яркое и приятное воспоминание о детстве.
– Конечно, волнующе, господин Севинц… Есть какая-либо армянская песня, которая Вам очень нравится и иногда поете сами – песня Вашей души?..
– В Германии я долгие годы пел в армянском хоре, люблю петь, песня моей души – «Тер вогормя».
– Вы живете в стране, где точность и дисциплина считаются яркой национальной чертой. Мы часто используем выражение «немецкая точность». Нке трудно было «стать немцем»?
– В этом вопросе я более немец, чем многие немцы – пунктуален.
– В Германии Вас лучше знают как хорошего специалиста или прекрасного человека?
– Возможно, не совсем верно отвечу на этот вопрос: наверное, всего понемножку.
– В Германии проживает около трех миллионов турок. Когда либо возникал повод общаться с ними, каковы отношения?
– На моих стройках работает много турок – сформировались чистые, простые отношения. Они знают, что я армянин, и моя точка зрения на Турецкое государство также ясна им.
– В Стамбуле Вы родились, в Германии – живете, а чем является для Вас Армения, Родина?
– Армения для меня – страна, с которой у меня своеобразная необъяснимая духовная связь.
Беседовала Карине АВАГЯН