Армению очень легко превратить в маленькую Швейцарию: Эдуард Манукян

Собеседник «Армяне сегодня», армянин из Египта Эдуард Манукян по специальности врач-ревматолог, в то же время уже почти 33 года работает в фармацевтической сфере, занимается производством и экспортом лекарств. Долгие годы работал в ряде египетских фармацевтических компаний, несколько из которых уже 14 лет представляет и по сей день как в Армении, так и в регионе. По словам Эдуарда Манукяна, главной целью своей деятельности он считает создание в Армении компании.
– В этом году мы открыли в Армении представительную компанию «Marckyrl Armeni». Отныне египетские товары, фармацевтическое сырье сможем ввозить в Армению и в сотрудничестве с армянскими компаниями осуществлять производство, на продукции которого будет написано: «Сделано в Армении». Продукцию сможем продавать в Армении и странах-членах Евразийского экономического союза, пользуясь членством Армении.
– Господин Манукян, какими инвестиционными возможностями обладает фармацевтическая сфера Армении?
– В Армении есть 5 фармацевтических компаний, качество продукции которых очень высокое. Армению можно превратить в центр фармацевтической индустрии – все предпосылки для этого имеются. Есть люди, кадры, обладающие соответствующим образованием и знаниями, которые нужно только развивать. Они готовы работать, нужен лишь стимул. �?спользуя их потенциал, мы можем достичь в этой сфере успехов и выйти на рынки соседних стран.
– Как возникла идея основать в Армении компанию?
– Как уже сказал, наша компания 14 лет работает в этом регионе. В разных странах мира у нее есть филиалы, и возникло желание открыть компанию и в этом регионе. Мои партнеры знают, что я армянин, я с ними часто говорю об армянах. Это обстоятельство и послужило поводом избрать Ереван, хотя было очень просто открыть офис в Москве.
Это, естественно, свидетельствует и о доверии к Армении. Когда я встретился с министром Диаспоры РА Грануш Акопян, рассказал один случай, которого хочу коснуться и сейчас. Основывая компанию, когда заключали договор, составленный на армянском, генеральный директор компании (я владею только 25 процентами акций) подписал его, не зная, что написано в договоре. Затем сказал мне: «Переведи и принеси мне». Это свидетельствует о доверии к нашей нации. Мы должны постараться оправдать их доверие и служить хорошим примером, чтобы достичь успеха.
– Господин Манукян, полагаю, в вопросе доверия большую роль играет также армянская община Египта, которая сумела сделать узнаваемыми в этой стране Армению и армян.
– В Египте армян очень уважают и любят, за эти годы у нас не возникало никаких проблем.
Уже 70 лет армянская община Египта имеет статус религиозной общины, которая управляется общинным законодательным – форумом Собрания армянской епархии Египта (епархиальные собрания Каира и Александрии) и исполнительным – политическим (политические собрания Каира и Александрии) органами.
Лидеру общины, который представляется Эчмиадзином и избирается Национальным Собранием, правительство Египта предоставляет гражданство и дипломатический паспорт.
У нас есть в Египте предстоятельство, школы, церкви, издаются армянские газеты, наделены всеми свободами, единственная наша проблема – численность. По стечению обстоятельств за эти годы проживавшие в Египте армяне разъехались в разные страны. Но несмотря ни на что, община сегодня существует.
– Господин Манукян, теперь попрошу рассказать о Вашей национальной деятельности.
– Армяне в Египте живут в двух городах – Каире и Александрии. В столице, Каире, где и находится предстоятельство, численность армян больше. Как уже сказал, оба города имеют свои Национальные Собрания, состоящие из 24 депутатов каждое – их избирает народ.
Ныне я являюсь казначеем Национального Собрания Александрии, в то же время на протяжении почти трех лет председательствую во взаимодействии общины и правительства.
Каждый в Египте выполняет свою работу, но это не мешает заниматься национальной деятельностью.
– Господин Манукян, когда впервые побывали в Армении?
– В 13-летнем возрасте, как хорошему ученику, мне представилась возможность побывать в Армении. Почти 40 дней оставался в Армении, побывали в разных местах. Помню, возвратился с замечательными впечатлениями.
Следующий приезд был уже в 2002 году. По делам ежегодно 3-4 раза бываю в Армении. Теперь уже 10-15 дней в месяц провожу здесь.
– За эти годы заметили перемены?
– Да, но дел еще предстоит много. Если откроются рабочие места, люди будут иметь средства к существованию и не станут мигрировать – останутся в стране. Армению очень легко превратить в маленькую Швейцарию.
В течение последней недели у меня было много важных встреч с различными чиновниками, которые изъявили готовность во всем содействовать любым нашим инициативам. А один из чиновников Министерства экономического развития и инвестиций РА сказал, что готов лично встречать инвестора в аэропорту. Это очень важный подход. Если правительство сумеет заинтересовать армян Диаспоры и привлечь в Армению инвестиции, мы многое выиграем.
Сколько армян живут сегодня в Диаспоре? Все патриоты и могут каким-либо образом помогать Армении. Мы должны поощрять их. Сумеем обеспечить процветание этой страны, если возьмемся за руки. Нам не хватает совместной работы. Нужно работать вместе на благо Армении.
Для армян, живущих в Канаде, Америке, Ливане Армения – их страна, их дом. Не разговорами издали нужно помогать этой стране, а конкретными делами здесь. �?здали говорить очень легко.
Быть полезным Родине должно стать обязанностью каждого из нас. Мы не должны ожидать чего-либо от Армении, а сами должны отдавать что-либо Армении.
Лусине АБРАМЯН