Анджея Каспшик.Стороны ответственны за соблюдение режима перемирия

�?нтервью личного представителя действующего председателя ОБСЕ, посла Анджея Каспшика агентству Новости Армении – NEWS.am.

Согласно заявлениям сторон, за последние годы наблюдается стабильный рост случаев нарушения режима прекращения огня. Как Вы можете прокомментировать это, и каковы причины?

Действительно, стороны утверждают, что имеет место ухудшение ситуации. Сообщается о проникновениях, жертвах вдоль линии соприкосновения и на границе, под прицелом  деревни и мирные жители. Действующий председатель ОБСЕ, сопредседатели Минской группы и представители других стран и международных организаций призывали к строгому соблюдению режима прекращения огня. Я очень обеспокоен этими сообщениями. Каждый случай смерти – трагедия, которую можно избежать, если соглашение о прекращении огня соблюдается в полном объеме.

Соглашение о прекращении огня в силе благодаря соглашению, достигнутому между сторонами и благодаря их политической воле. Поэтому стороны ответственны за то, чтобы их войска не нарушали режим прекращения огня на линии соприкосновения и на границе. Командующие соответствующими силами ответственны за выполнение соглашения. Действующее Председательство ОБСЕ, сопредседатели Минской группы и я работаем над укреплением режима прекращения огня и нахождением путей для смягчения последствий этих инцидентов. Однако, основная ответственность за выполнение  соглашения о прекращении огня лежит на самих сторонах.

Какие дополнительные шаги может предпринять офис личного представителя действующего председателя ОБСЕ в сложившейся ситуации?

Я готов любым способом помочь построению доверия и постоянно работаю над тем, чтобы представить идеи в соответствии с моим мандатом. Я предлагаю возможность местным командирам пообщаться друг с другом напрямую, используя радио ОБСЕ во время мониторинга, и поддерживаю любые меры, которые стороны могут счесть полезными для снижения количества инцидентов на линии соприкосновения и на границе. Я уделяю много внимания защите гражданского населения в районах, прилегающих к линии фронта, посещая деревни и знакомясь с ситуацией на месте. Я сообщаю о результатах председателю ОБСЕ, сопредседателям Минской группы и ОБСЕ. В целом, я стараюсь разрабатывать и осуществлять меры по укреплению доверия, которые могут облегчить ситуацию и способствуют прогрессу в мирных переговорах, которые ведутся сопредседателями. Я хотел бы подчеркнуть, что, каковы бы ни были наши действия, мы можем сделать только то, что стороны согласны принять.

Визиты ОБСЕ на границу и линию соприкосновения не могут заменить механизм осуществления контроля над прекращением огня. Тем не менее, местные командиры и другие люди продолжают говорить нам, что наши визиты предоставляют возможность для вовлеченных сторон решать вопросы, представляющие взаимный интерес, и, по возможности, снизить риск эскалации. Эти визиты позволяют также довести до сведения действующего председателя ОБСЕ и сопредседателей Минской группы ОБСЕ такую информацию о ситуации, какой она видится на месте.

Обращаются ли стороны к Вам с просьбой провести дополнительный мониторинг?

Мы готовы увеличить оказание помощи в любом виде, в каком понадобится сторонам.

Предоставляют ли стороны доказательства агрессии с противоположной стороны?

Во время мониторингов и в беседе со сторонами, мы получаем информацию относительно инцидентов на линии соприкосновения и на границе. У меня нет ресурсов для проведения расследования того, что происходит каждый день, и какая сторона нарушила режим прекращения огня. Все наблюдения и послания передаются сопредседателям, членам Минской группы и Действующему Председателю в виде мониторинговых отчетов.

Возможно ли расширение мандата офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ, а также увеличение числа полевых помощников?

В принципе, можно изменить мандат моего офиса, но на это будет необходимо согласие всех 57 стран-участниц ОБСЕ, в том числе Азербайджана и Армении.

Как вы считаете, уделяет ли международное сообщество достаточно внимания «замороженным конфликтам»?

Важно, чтобы урегулирование нагорно-карабахского конфликта не померкло на фоне событий, происходящих в других местах. Действующий председатель и сопредседатели, а также главы М�?Д всех государств-членов Минской группы продолжают заниматься этим вопросом и делают все возможное, чтобы поддержать мирное разрешение этого конфликта. В 2014 году были организованы три встречи на высшем уровне странами-сопредседателями, и каждый действующий председатель регулярно посещает регион в поддержку этого процесса. Однако, в конечном итоге, согласование содержания мирного соглашения лежит на сторонах конфликта, а все структуры ОБСЕ задействованы для поддержания сторон (в этом процессе) Сопредседатели постоянно работают над тем, чтобы представить идеи сторонам для продвижения процесса урегулирования. Мой офис широко поддерживает эту деятельность, целью которой является продвижение процесса вперед и де-эскалация напряженности.

Г-н посол, Вы провели много времени на Южном Кавказе. Какие воспоминания и чувства связывают Вас с регионом и Нагорным Карабахом?

Я чувствую себя привилегированным, так как повсюду в регионе окружен гостеприимством, не только в Армении и Азербайджане, но и в Грузии, где расположена штаб-квартира моего офиса. Моя роль позволила мне встречаться, беседовать и работать с мужчинами и женщинами разных поколений со всего региона. Некоторые из них активные общественные деятели, другие – частные лица. Жизни многих из них затронуты конфликтами и их последствиями. Я считаю, что люди в этом регионе заслуживают того, чтобы жить в мире и с нетерпением жду того дня, когда регион может полностью реализовать свой экономический и социальный потенциал. Многие люди, которых я встречал, не только мечтают о мире и примирении, но также энергично работают для его достижения. Я желаю им всяческих успехов и надеюсь, что мы сможем продолжать работать вместе для достижения нашей общей цели.

Мариам Левина

Scroll Up