Тип армянина: Арамазд Петросян

Кисть рассказывает холсту о его любви, мир обретает краски… Нереальное реально в этой сказке. Сказке, которую создает собеседник «Армяне сегодня», художник Арамазд Петросян. 

– Любовь к изобразительному искусству изначально была обусловлена благоприятной атмосферой, корнями, связующими с какой либо сферой искусства, или чистая случайность?

– Однозначно, атмосфера оказала большое влияние: родился я в семье деятелей искусства. Отец – художник Микаел Петросян, мать – пианистка Анаит Реиш-Петросян. Бабушка, немка по национальности, заслуженная учительница Татьяна Реиш, также пианистка. В такой атмосфере не стать творческой личностью было бы довольно сложно.  В нашем доме, в мастерской отца атмосфера была пропитана искусством – режиссеры, актеры, писатели, театральные деятели, своеобразная пестрая палитра людей искусства, что и породило большую любовь к искусству. Мне кажется, все сферы искусства взаимосвязаны, дополняют друг друга, так что моя любовь не только к живописи, а  к искусству вообще – во всех его проявлениях.

Рисовать любил, как и любой ребенок, первые свои опыты рисования не назвал бы чрезвычайным явлением. В четвертом классе поступил в специализированную художественную школу им. А.Коджояна. По окончании ее продолжил образование в Государственной академии художеств, на факультете «Живопись и графика». Затем последовали шесть месяцев, проведенных в Художественной академии Санкт Петербурга. Потом был призван в армию. Бурная творческая жизнь моя началась после демобилизации из армии. С 2004 года по сей день участвовал и участвую в выставках, симпозиумах, демонстрациях, культурных программах.

– Художники, художественные течения, школы, сформировавшие мировоззрение деятеля искусства Арамазда Петросяна. Чей стиль, художественные решения ближе всего Вам по духу?

– В восьми-девятилетнем возрасте был очень впечатлен полотнами Мемлинга, Босха, Ван Дейка, по сей день люблю фламандскую, нидерландскую школу. Не могу сказать, что испытываю влияние, но где-то в подсознании эта любовь сохранилась и отражается  на полотнах. Параллельно увлекался итальянскими мастерами эпохи Возрождения. Мне близки итальянская, испанская школы, живопись Веласкеса, Гойи, Рембрандта. В то же время мне близко по духу современная трактовка в живописи. Это направление в искусстве, в котором я творю, характеризуют  как современный ренессанс, включающий в себя элементы экспрессионизма с синтезом постимпрессионизма и символизма, разбавленный аллегорическими нотками. Будучи знаком со всем этим, храня все это в себе пытаешься, отображая на полотне свой внутренний мир, синтезировать направления.

– Цвет, форма, содержание – что первично и акцентируется в Ваших полотнах, охарактеризуйте себя как цвет, цветовая гамма или явление природы.

– В живописи для меня не существует разделение на первостепенное, второстепенное – все средства, помогающие получить в общей симфонии мелодию, композицию, которая будет волновать человека, донесет до него  мысль автора.

Художник должен по возможности быть близок к природе – только так возможно создать честное искусство. Подобно тому, как природа Армении имеет яркую окраску и различные климатические зоны, так и моему характеру и искусству присущи переходы – от мягкого к жесткому, от спокойного умиротворения – к буре. Затрудняюсь отождествлять себя с каким либо цветом – в качестве цветовой гаммы меня в большей мере характеризуют теплые цветовые тона.

– Ваши персональные выставки проходили как в Армении, так и в разных галереях мира. В России, Финляндии, Нидерландах, Франции, Швейцарии, США, Ливане, участвовали в демонстрациях в разных странах, лауреат международных и республиканских конкурсов: первая премия в Барселоне, на выставке, посвященной Пикассо, первая премия в Армении, на конкурсе молодых творцов, член международной ассоциации ЮНЕСКО «Профессиональные художники мира», почетный член Королевской академии Англии (как лучший портретист), грамоты, благодарности. Какие ощущения, перемены привносят каждая новая выставка, непосредственное общение с современными деятелями искусства?

– Любая выставка в твоей стране или за ее пределами, в первую очередь для тебя – отчет, возможность оценить себя со стороны, увидеть свои сильные и слабые стороны, свои преимущества, понять, что более характеризует тебя, отличает о т того или иного творца.

Демонстрации подобны большому плаванию. Когда ты обладаешь определенным опытом плавания, можешь реальнее видеть, какими качествами владеешь, насколько конкурентен и самобытен. Как после любого путешествия, осознаешь, что уже не тот человек,  что был несколько месяцев назад. Так и после каждой демонстрации остается букет ощущений, который служит и поводом к размышлениям, и новым мессиджем ощущать и творить, что весьма важно. Бывают периоды, когда после выставки не хочется рисовать, но это не означает, что перестаешь творить – просто нужно время, чтобы переосмыслить  пройденный путь и достижения, чтобы двигаться дальше.

– Женщина, как источник вдохновения, в жизни, в искусстве. В Вашем творчестве большое место уделяется облику женщины. Кто Ваша героиня, критерий женственности, элегантности в искусстве?    

– Верно заметили – на моих полотнах большое место занимает Женщина. Женщина – по своей сущности, содержанию поражает, восхищает, вдохновляет меня. Феномен материнства, данный Женщине свыше, связь Женщина-природа – необъяснимый, мифический букет, вдохновляющий многих деятелей искусства. Моя героиня – собирательный образ, наделенный женственностью, мелодичностью, вне времени и временного восприятия. В мировом искусстве критерием женственности для меня являются греческие скульптуры, которыми можешь восхищаться бесконечно.

– В одном из интервью Вы сказали: «В своих полотнах пытаюсь найти грань между реальным и ирреальным». Техника рисования, символы, составляющие часть почерка Арамазда Петросяна, которые Вы часто используете  при передаче ирреального на реальном полотне.

– Работаю масляными красками, пастелью, мне ближе цветовая трактовка, цветовые решения для получения определенной среды. На помощь цвету приходит графика, в их единстве полотно становится цельным. Хотя ты и создаешь в каком-то смысле ощутимое, осязаемое полотно (предметный результат), тем не менее пытаешься получить на ограниченной площади сгущенное  решение эмоций, в основном фигуративное, чтобы они не были скучными, несли в себе существующий в тебе ирреальный мир. Достаточно сложно в реализме, где, кажется, все уже сказано, найти новые интересные решения и толкования. Если полотно волнует, притягивает – значит, решения найдены верно.

– Завершите предложение:  «Хотел бы видеть мир…

– Хотел бы видеть мир полным любви.

Беседовала Ахавни ГР�?ГОРЯН

P.S. Подлинные герои вокруг нас, рядом: честные, творческие, обычные-необычные люди – деятели искусства, для которых цвет – природа, а природа – мелодия любви.

Scroll Up