«Тема Геноцида – частица моей сущности»: Сюзан Хардалян

Собеседник «Армяне сегодня» – известная шведская кинодокументалист, армянка, журналистка, автор более трех десятков фильмов Сюзан Хардалян.
– Госпожа Сюзан, откуда происходят Ваши корни?
– Предки были из города Киликия Западной Армении. Родилась в Бейруте, росла в семье, живущей по армянским традициям – в армянском квартале в центре Бурч Хамута, где и прошло мое детство. Окончила армянскую гимназию второй ступени Ливана. В наших школах образование было поставлено так хорошо, что сразу могли продолжить учебу в Американских университетах, всюду чувствуя себя уверенно. В этом вопросе, конечно, велик вклад наших учителей, своим кропотливым трудом способствовавшие расширению нашего кругозора.
Помню, преподавательница армянской истории всегда рассказывала нам о значении быть армянином и о том, какое прошлое у нас было. Она всегда призывала сохранять идентичность и никогда не терять свои корни. Вот с таким воспитанием и строила я свою жизнь.
– Помимо профессии журналиста иные профессии получали?
– Получила несколько образований. Поначалу интересовалась биологией, семь лет училась по этой специальности, параллельно работала, получила также дипломатическое образование. Журналистикой занималась с 14 лет, помню, первая статья была критической и вызвала большой шум.
Действительно, очень любила журналистику, особенно охотно занималась расследовательской журналистикой. Полностью оставила биологию, последовательно занимаясь только журналистикой. Училась в разных университетах, потом уехала учиться во Францию, после чего углубилась в хроникальной документалистике.
– Чем был обусловлен переход от журналистики к кинодокументалистике?
– Это было совершенно осознанное решение. Журналист должен постоянно сохранять беспристрастность. В какой-то момент это чувство беспристрастности перестало меня удовлетворять, в душе накопилось много невысказанного. Я нуждалась не только в том, чтобы высказать свою точку зрения по какой-либо проблеме, своим мировоззрением решить эти проблемы, но и поняла, что посредством документально-хроникальных фильмов смогу представить свою историю. Во мне говорило желание дать высказаться народам, лишенным права, пострадавшим от несправедливости. В этом плане документалистика стала моим лучшим выразительным средством.
– Почему выбрали именно документалистику?
– Она основана на расследовательской журналистике. Если озвучиваешь какую либо проблему, в отношении которой не имеешь представления, то достижение успеха маловероятно.
– Как возникают истории фильмов и идеи их съемок?
– Каждое утро, как только просыпаюсь, первым делом читаю книги или газеты. Выделяю интересные материалы, которые однажды непременно понадобятся мне. Например, последний фильм «Я ненавижу собак» сняла случайно. Утром, сидя на берегу, читала газету, где встретилась маленькая информация о кончине последнего очевидца Геноцида армян в Англии. Поняла, что должна что-то сделать, и сразу взялась за работу.
В мыслях постоянно события, происходящие в мире, непрестанно пребываю в поиске. На последних президентских выборах в США не спала всю ночь – следила за ходом голосования. В моих фильмах затрагивается тематика социальной, экономической и даже политической несправедливости, особенно о том, что происходит в свете этих событий в жизни обычных людей.
– Госпожа Сюзан, в центре Вашего внимания – озвучивание темы Геноцида армян. Знаю, что она вытекает из Вашей души… Попрошу немного подробнее поговорить об этом.
– Тема Геноцида – частица моей сущности. Затрагивала ее в разные времена и в разных аспектах. Фильм «Возвращение к Арарату» сняла в тот период, когда в Европе, на Ближнем Востоке и других местах шла вооруженная борьба.
Фильм «Клеймо моей бабушки» вызвал широкий общественный резонанс, он демонстрировался также по спутниковому телеканалу Аль-Джазира.
В какой то мере фильм биографический, поскольку представляет историю моей бабушки, Ханум Хардалян, едва спасшейся от турецкого ятагана.
Описание арменофобии Османской Турции и осуществленного ею Геноцида в этом фильме продемонстрировано посредством клейма моей бабушки и множества других армянок.
Бабушке в 1915 года было 12 лет, когда турки, как знак собственности, поставили клеймо на ее голове, руках, лице. Фильм рассказывает истории тысяч армянок, спасшихся от Геноцида 1915 года: их изнасиловали, и чтобы отличать от местных женщин, ставили клеймо на лицах и руках. У этих женщин не только клейменные руки, но и клейменные судьбы, всю жизнь они вынуждены были носить это клеймо на своих лицах. Бабушка Ханум была одной из этих женщин, и никогда не говорила о своем клейме – это было и клеймо позора, что она скрывала от своей семьи, дабы не передать ей это чувство стыда.
– Поговорим теперь о Вашей семье.
– По стечению обстоятельств, я не находилась в армянской среде, а переехав в Швецию, вышла замуж за шведа. Супруг по своему образу мышления, быту похож на армян, прекрасно понимает по армянски. У нас 23-летняя дочь, которая в этом году кончает учебу по специальности юриста.
– В процессе визита в Армению Вы побывали также в Министерстве Диаспоры РА. Какие планы сотрудничества ожидаются в перспективе?
– В Министерстве Диаспоры РА я побывала впервые. Конечно, с деятельностью Министерства знакома не слишком близко, но ясно, что по развитию взаимодействия Армения-Диаспора ведется широкомасштабная работа. �? то, что существование этого Министерства необходимость – неоспоримый факт. Я была награждена Золотой медалью Министерства Диаспоры РА, за что безмерно благодарна. Это оценка проделанной мною работы.
Беседовал Геворг Ч�?ЧЯН