Явление Соны Ван

Сона Ван из Армении, но против ее имени сегодня пишется – армянка из Диаспоры, ибо долгое время живет и творит в Соединенных Штатах Америки, никогда не отрываясь от сформировавшегося у нас культурного поля. Ее упорными стараниями претворены в жизнь издание литературно-художественного журнала «Нарцисс» – журнала, уже долгое время сохраняющего за собой функции одного из компонентов литературных реалий.

Поэтесса – автор нескольких поэтических сборников, она привносит в национальное поэтическое пространство самобытный образ мышления, захватывающую образную систему, особую важность придает присутствию потоков сознания в своем творчестве, никогда не отдаляясь от    своеобразной эмоциональности, присущей ее поэзии. Для Соны Ван творчество в первую очередь – удовольствие, большая радость, которую она дарит сама себе, а затем и читателю. В одной из своих статей поэтесса пишет:

«Каждый творческий человек не только созидатель, но и даритель-распространитель. Так что же мы дарим? Плоды творчества, т. е. предметы, идеи, услуги. В реальности все это – посредники для того, чтобы дарить радость. Кстати, «дарить» и «ликовать» схожи по звучанию. Радость – краеугольный камень любви и ее «компонент». Если мы дарим радость, значит, наполняем светом и любовью. Там, где есть любовь, появляется и радость.  Вспомните себя в пору влюбленности, присмотритесь к влюбленным, их сияющим лицам. Улыбка – видимая или нет, – одно из выражений любви. Когда нам улыбаются, – мы подсознательно преисполняемся симпатии, т. е. легкой влюбленности, проявляем невольный интерес к действиям и словам, вследствие чего в нас и возникает ответная любовь.  Вот почему мне приятно видеть радостные лица. Это заставляет меня вновь и вновь влюбляться и быть любимой».

Во всех ее книгах присутствуют ликование и радость дарителя и вечно влюбленного в жизнь человека, ее биография. Одно из своих стихов  она назвала «Биография» – первую ступень биографии начиная со своего дедушки иерея. Наверное, есть таинство в факте дедушки-иерея, потому что Сона Ван по всех своих стихотворных книгах ищет и утверждает присутствие Божественного света в человеке: ее произведения являются отражением  стремления к совершенству и гармоничности, восприятия мифа о существовании человека. С простым, порой эпическим спокойствием стихи Соны Ван отвергают многослойные образы, сочетание коротких строк которых формирует увлекательную композицию.

Во время состоявшейся на днях в Ереване пресс-конференции поэтесса заявила, что в России особенно мало армянских поэтов, подобно ей, пользующихся высокой востребованностью. Поэтому она совершила интересное путешествие, погостив в Грузии, в частности, в Джавахке, затем в Нагорном Карабахе, а выехав в Российскую Федерацию, имела встречи в Москве и Санкт-Петербурге. Согласно предоставленной поэтессой информации, в Москве и Санкт-Петербурге она встречалась как с армянской общиной, так и с представителями русской интеллигенции. Сона Ван имеет возможность выезжать в разные страны, так что автор четырех поэтических сборников не упускает случая бывать в разных странах, иметь множество встреч, которые обогащают ее, способствуя также формированию армии  поклонников своей поэзии.  «Писать для меня – дорога, по которой люблю шагать, а также форма исповеди и самоспасения», – сказал поэтесса на встрече с журналистами. Проходя дорогами разных стран, поэтесса проходит и путь своего сближения с поэзией. Литература помогает ей  проходить через ведомое и неведомое, тем самым еще глубже познавая мир и человека. Визит поэтессы в Россию был не случайным. На русском вышли в свет ее стихи, среди переводчиков Сона Ван выделила Евгения Рейни, пользующегося большим признанием и славой. Она упомянула русского поэта, критика �?лью Фаликова, который очень высоко оценил лирику Соны Ван. Она также отметила, что не знает многих армянских писателей, которых признает русская читательская элита. Она прокладывает свой путь к русскому писателю, своеобразно представляется русскому читателю, тем самым стремясь отличаться от всех армянских писателей.

Поэзия Соны Ван действительно очень отличается от того, что создается многочисленными современными армянскими поэтами. Она часто устремляется к симфоническим лирическим образам, к своеобразному многоголосию, вкладывает дух и жизнь в  кажущиеся казенными слова, находит признаки и средства их одушевления, рассматривает слово в его жизнеспособности и разнообразии. Литературовед Ваче Сафарян писал о Соне Ван: «Размышления С.Ван подсказывают нам, что симфония, симфонизм – не только разновидность и жанр музыки, но и форма и вид поэтического мышления, которыми  поэт становится проявителем и фиксатором разнообразных душевных волнений человека. В творчестве Соны Ван слиты воедино язычество и христианство, классицизм и современное поэтическое мышление, романтика и серая жестокая реальность. При всем этом, представлен внутренний мир человека-личности – с исключительным талантом, что также облегчает дело непривычного читателя без подстрочных сносок и ссылок».

Джавахк и Нагорный Карабах поэтесса восприняла как свою родину, как составную часть своей крови. Родина, волнующие ее проблемы выходят за пределы  одного представления, одного восприятия, и вообще становятся для поэтессы средством размышления. �? не случайно, что однажды она по поводу сказала: «Чтобы понять взгляд человека, издали глядящего на свою Родину, нужно время и даже напряжение воображения. Мой взгляд на Родину не издалека. Никогда так не смотрела на Родину. Боль страны всегда ощущала, как солдат чувствует свою ампутированную ногу. Реально. Думая о недостатках Родины, первое мое желание – избавиться, любой ценой  избавиться от них, как пытаешься скрыть недостатки собственного ребенка или свои прегрешения, чтобы другие не заметили вдруг… Пока не найдешь выхода.  Посредственность, приблизительность, как форма существования, встречается почти во всех сферах. Есть недостаток отношения, личной ответственности. Однако на этой панораме появляются яркие цвета. Цвета, привнесенные новым поколением. Просто восхищают. Уверена, что они обладают потенциалом все изменить. Они большие идеалисты, чем люди моего поколения. Обладают тенденцией что-то изменить в масштабах мира. Что-то достигает критической точки, за чем и следует поиск ответа на вечный вопрос – быть или не быть. Думаю, новое поколение найдет свою форму ответа на этот вопрос».

В течение длившейся около часа пресс-конференции поэтесса коснулась проблем литературы и искусства, говорила о тревогах и беспокойствах человека, живущего на планете Земля, ответила на многочисленные вопросы, прозвучавшие во время пресс-конференции.

 На пресс-конференции  представил поэтессу и рассказал о ней литературовед Армен Аванесян.

Левон МУТАФЯН

Scroll Up