«Родина – это проживающие там люди и человеческие отношения»: Степан Махшикян

Вследствие военных действий, разразившихся в Сирии, многие наши соотечественники приехали в Армению с твердым намерением обосноваться здесь постоянно, часть же после восстановления мира мечтает вернуться туда, позаботиться о своих домах и магазинах, армянских культурных ценностях, не теряя связи с Родиной. По этим и другим вопросам мне часто доводилось беседовать со многими сирийскими армянами, слышать различные ответы, однако во всех их преобладала любовь к Родине. Подобная беседа завязалась и в семье Степана (Стива) Махшикяна, в которой приняла участие и его семилетняя дочь Стефани.

 – Степан, когда приехали на Родину, кого и что оставили там?

 – В Армению приехал в 2012-м, когда военные действия в Сирии еще только начались. Там оставил дом, работу, близких и верных друзей, дорогие армянские культурные ценности – школу, церковь… Нелегко было. В Алеппо у меня был магазин подарков, мы с супругой продавали изготовленные нами поделки: это были замечательные сувениры. Ту же работу продолжаем и здесь: супруга, Кармен, очень одаренная, готовит вкусные блюда, варенья, торты, которые и продаем. Участвовали во всех выставках-продажах, организованных Министерством Диаспоры РА, других. Слава Богу, все есть, ни от кого не зависим.

 – Степан, где сейчас работаешь?

 – Работаю в центре детей, страдающих аутизмом «Мой путь». Опыт работы с подобными детьми у меня был: около 10 лет в нескольких европейских странах работал с детьми, страдающими синдромом Дауна. Учу таких детей заниматься поделками. Очень привязан к ним, люблю их и стремлюсь по возможности быть им полезным. Дети же очень любят меня и с нетерпением ожидают занятий. Очень благодарен директору центра Нарине Варданян, признателен ей за любезное, человеческое отношение: с первого же дня она проявила такое отношение, что я, сирийский армянин, не почувствовал никакой отчужденности или различия. Вообще, Армения приняла нас тепло и заботливо. Я работал также в туристическом агентстве, возил семьи и группы в Западную Армению. Владею английским, турецким и арабским языками. Сейчас учу также персидский. Доволен нашим положением: семья обеспечена, скоро приобретем дом в Мусалере. До переезда в Армению по два раза в год бывал здесь, а 15 лет назад купил там земельный участок, сейчас ведется строительство. В Мусалере и встретился с будущей супругой, Кармен, поженились и уехали в Алеппо, где и родилась дочь Стефани.

 – Кем были твои деды, Степан: говорят, внуки часто наследуют одаренность дедов. 

 – Среди моих предков были лидеры, представители духовного сословия, а также купцы: я, наверное, унаследовал последний ген. Родители из Кесаба, годы детства и юности часто проводил там – это очень красивый и особенный мир.

 – В Армении есть хорошие друзья?

 – У меня много друзей, знакомых, однако самые верные и искренние друзья мои – старые друзья по Алеппо, Кесабу, с которыми прошел долгий путь.

 – После восстановления мира в Сирии вернетесь туда?

 – Хочу быть искренним – да, уеду. В Алппо я родился, и испытываю неописуемую словами ностальгию по нему: там у нас дома, магазины, родные, близкие друзья, знакомые и любимые кварталы, воспоминания… Вернусь, но одна нога все равно останется здесь: не могу порвать связь с Родиной, где у меня строится дом, где мои соотечественники, у меня здесь и любимая работа. Я испытывал на Родине и нужду, трудности, обижался на якобы близких «друзей», однако Родина тут не имеет ни малейшей вины – она для меня родитель, а на родителей не обижаются – их только любят.

 – Ну, тогда сформулируй идущими из глубины души и сердца словами – чем для тебя является Родина?

 – Охотно. Родина не только географическое пространство на карте, не только земля, материя. Родина – воздух, дыхание, Родина – это проживающие там люди и человеческие отношения, которые – если они искренни, притягивает к Родине, как магнит, если же нет – невольно хочешь сбежать туда, откуда приехал. В Армении ты чувствуешь себя в безопасности, только бы законы действовали в интересах народа и процветания страны, армянин не страдал преклонением перед иностранщиной, чтобы секты не проникали в семьи и школы, не вносили раскол в нацию, не затягивали людей в свои ряды своей ложью и    фальшью: мы сыновья Армянской Апостольской церкви и не должны отдаляться от своей веры и церкви.

 – Каким хотел бы видеть армянина?

 – Чтобы армяне, где бы ни жили, были честными, бескорыстными, чтили традиции, любили семью, свою нацию, не отдалялись от веры.

 – Последний вопрос, Степан – каким ты видишь будущее Армении?

 – Намного более развитой и могучей, поскольку у нас есть многообещающая молодежь, в руках которой – будущее.

 (Здесь вмешивается маленькая Стефани)

 – Я и есть будущее, папа сказал.

 Я прощаюсь с этой прекрасной молодой армянской семьей, а в ушах звенят слова маленькой Стефани, произнесенные с детской непосредственностью.

 Карине АВАГЯН

հայրենադարձ1հայրենադարձ2հայրենադարձ3հայրենադարձ4

Scroll Up